Мусульманская экспансия
Арабы.
В течение тысячелетия в Аравии жили разрозненные племена кочевников-бедуинов и оседлых садоводов, попутно занимавшиесяторговлей и не имевшие общего самоназвания. Их быт и родо-племенной строй преимущественно определялись натуральным хозяйством. Никакихтенденций к объединению не возникало, их боеспособность была на самом низком уровне, и поэтому до VII века Аравия была полем соперничества трёх стран: Римской империи, парфяно-сасанидского Ирана и Абиссинии (Аксум). В самой Аравии наиболее активными и резистентными были иудейские общины Хиджаса и Йемена. Выступивс проповедью единобожия, Мухаммед собралвокруг себя группу фанатичныхпоследователей. Члены мусульманской общиныпорывали былые родовые связи, образуя новуюобщность. Создавшаяся консорция превратилась в субэтнос ещё при жизни Мухаммеда и Абу-Бекра. Разросшись от нескольких десятков человек до несколькихдесятков тысяч, мусульманский субэтнос завоевал всю Аравию и навязал населению догму единобожия. Индифферентныемекканские купцы и бедуины пустынь предпочли смерти или рабству обращение в ислам. Так создался новый этнос с самоназванием "арабы". Используя силы покорённых и обращённых в ислам, арабы захватили Сирию,Египет , Персию и многиедругие страны, распространившись от Атлантики до Инда. Они навязалиразноэтническому населению Халифата свойязык и религию-ислам. Большинствопокорённых народов стало арабоязычными, а там, где удержался свой язык, например в Персии, больше половины слов литературного языка - арабские.
Среди искателей и проповедников истины, выражавших идеи политического объединенияарабских племен, были лица, которыевыдавали себя за пророков - наби. По их словам, истина, которую они возвещали,внушалась им верховным божеством. В Меккетаким пророком был курейшит Мухаммед,выходец из древнего, но обедневшего рода хашим, в руках которого находились ключихрама Каабы. Рано осиротев, он нанялся пастухом, затем стал приказчиком, сопровождавшим торговые караваны; позднее,женившись на богатой вдове Хадидже,Мухаммед вел ее торговое дело. Он, по-видимому,с детства был воспитан в традицияхмекканского культа Каабы, а затем в той илииной степени стал разделять взглядыханифов- искателей истины, выразителямиидей раннего арабского монотеизма - ат-таухида.Начало его проповеднической деятельности,как уже отмечалось, обычно относят, всоответствии с мусульманской традицией, к610 году: Мухаммеду к этому времени было ужеоколо сорока лет. Его родословная:Аднанженился на дочери вождя племени Бану Хузаа,котороевытеснило из Мекки в III веке племяджурхумитов.Внук Аднана,Фир ибн Малик попрозвищу Курайш,стал родоночальникомплемени курейшитов,которое в 440-450 годахвытеснило из Мекки Бану Хузааподпредводительством потомка Фира вседьмом колене-Кусая (умер в 480 году).Еговнук Хашим тоже был шейхом;он оставил послесебя сына Шейбу,который своё детство провёлв Ясрибе,откуда родом была его мать.В Меккуего привёз Мутталиб,младший брат Хашима,иШейбу прозвали Абд аль-Мутталиб.Послесмерти Мутталиба Шейба стал шейхом племени.Егосын Абдалла женился в 569 году на Амине,и 29августа 570 года у них родился сын-Мухаммед.Двараза в год в Мекку приходили женщиныокрестных кочевых племён брать детей навоспитание.Мухаммеда в шестимесячномвозрасте взяла Халима из племени Бану Саад,обитавшемв оазисе Тайф в 200 км от Мекки.В 25-летнемвозрасте Мухаммед женился на богатойсороколетней вдове Хадидже.У них родилосьнесколько детей:сыновья аль-Касим (умерчерез 2 года),Абдалла (умер в детстве),ат-Тахур(умер в детстве),дочери Рукайя,Зайнаб,УммКульсум,Фатима.После смерти первой женыМухаммед в 610 году женился натридцатилетней вдове Савде.В 623 годуМухаммед взял вторую жену-десятилетнююАйшу,дочь его сподвижника Абу-Бакра.ДочьМухаммеда,16-летняя Фатима вышла замуж заего двоюродного брата Али.У них родилисьпервые и единственные внуки пророка-Хасан иХусейн.В 624 году Мухаммед взял третью жену,18-летнююХафсу,дочь Омара.В 625 году Мухаммед взялчетвёртую жену:вдову Хинду из племениКурайш,клана Махзум,25 лет.Весной 626 года онвзял пятую жену,34-летнюю вдову Зайнаб,дочьКузаймы.В сентябре 626 года Мухаммед взялшестую жену-дочь шейха племени БануМусталик,Барру.Весной 627 года Мухаммед взялв наложницы дочь шейха племени Бану КурайзаРайхану,большую часть соплеменниковкоторой он казнил.Через некоторое время онвзял седьмую жену-Зайнаб,которая быладочерью его тёти по матери и была разведенас его приёмным сыном Зайдом.В 628 годуМухаммад взял восьмую жену Сафийю и девятуюжену-Умм Хабибу,дочь Абу-Суфьяна,а такжевзял в наложницы присланную византийскимнаместником в Египте коптянку Марийам.Вмарте 629 года Мухаммед взял десятую жену,вдовуМаймуну.В 630 году Марийам родила сынаИбрагима,который умер в 632 году.В том же годуумер и Мухаммед.
Воснове Корана лежит еврейская Тора,христианскийНовый Завет,смесь арабских племенныхлегенд с доисламскими языческимиверованиями,комментарии и изречения самогоМухаммеда,который ознакомился с Торойблагодаря двоюродному брату своей первойжены Вараке,бывшем переводчиком Танаха наарабский язык.
ПроповедьМухаммеда, как и движение ханифов, неполучила поддержки в Мекке, пока тамвластвовали родо-племенная знать и тесно снею связанное жречество доисламской Каабы.Сторонники пророка подвергались травле иунижениям, из-за которых некоторые из них,согласно мусульманской традиции, быливынуждены искать убежища за пределамиХиджаза, даже в Аксумском государстве, вСеверной Эфиопии. После кончины женыпророка Хадиджи и смерти вскоре главы родахашимитов Абу Талиба, дружественноотносившегося к своему племянникуМухаммеду, во главе их рода по правустаршинства оказался Абд аль-Узза ибн Абдаль-Мутталиб. По преданию, являясь роднымдядей Мухаммеда, он был непримиримымнедругом его "пророческой миссии",ярым защитником традиционного культа Каабы.Мухаммед пытался нейтрализоватьфанатичные наскоки дяди и его близких, ноудача в то время была явно не на его стороне.Оказавшись в положении, когда ни сам он, ниразделявшие его взгляды курейшиты не моглирассчитывать на помощь своего рода иплемени, Мухаммед, судя по преданию иупоминавшемуся выше старейшемужизнеописанию пророка - сире Ибн Исхака -Ибн Хишама, стал искать выход на стороне,вне Мекки. Первая попытка найти поддержку всоседнем небольшом городе Таифе уарабского племени сакифитов окончиласьбезуспешно: пророку с трудом удалосьспастись от их гнева. Дальнейшие поискисвели Мухаммеда с мединцами, которым он былблизок по матери, происходившей из Медины.Обстановка в этом городе была неспокойной.Населявшие Медину арабские племена аус,хазрадж и другие, а также издавна жившие внем значительные группы исповедовавшихиудаизм племен Бану Кайнука, Бану Надир иБану Курайза страдали от все чащевспыхивавших междоусобиц, в основе которыхлежала борьба за плодородные земли.Согласившись на роль своеобразного "третейскогосудьи", а отнюдь не вероучителя, Мухаммедстал переселять своих сторонников из Меккив Медину. Вслед за ними он и сам совершилхиджру - переселение в этот город.
В оазисеЙасриб к северу от Мекки жили три племени,исповедовавшиеиудаизм:Бану Курайза,Бану Надир,БануКайнука.В VI веке в Йасриб из Йеменапереселилось племя Бану Кайла,котороевскоре разделилось на два племени:Аус иХазрадж.16 июля 622 года последователиМухаммеда,мусульмане Мекки сталипереселяться в Йасриб.24 сентября 622 годаМухаммед прибыл сам в местечко Куба наокраине Йасриба.Для его последователейЙасриб с этого момента становится городомпророка-Мадинат ан-Наби(аль-Мадина,илиМедина).После переселения мусульман вМедину между ними,иудейскими племенами,христианамии арабами-язычниками возникла вражда.Посленепродолжительной войны мусульманеизгнали из Медины иудейское племя БануКайнука.В апреле 624 года это племяпоселилось в Хайбаре,в 300 км к северо-западуот Медины,где жили их соплеменники.С самогоначала ислам принял экстремистскийхарактер:во время перемирий Мухаммедграбил караваны и убивал критиковавших егопоэтов.Любые преступления оправдывались,как"угодные Аллаху".В 626 году Мухаммедпосле войны изгнал из Медины в Хайбар иСирию иудейское племя Бану Надир.Весной 627года мусульманами в Медине была казненабольшая часть иудейского племени БануКурайза.В 628 году Мухаммед разгромил оазисХайбар.
Битвапри Бадре(Bedr) в 624 году была первым военнымуспехом Мухаммеда.С 313 сторонниками онобратил в бегство 950 курейшитов,высланныхдля встречи и защиты каравана,где находилсяих вождь Абу Суфьян.Одержав победу,Мухаммеднастиг караван и захватил его.В 625 году 3 000курейшитов Мекки во главе с Абу Суфьяномодержали победу над 950 мусульманамиМухаммеда возле Ухуда(Ohod).70 мусульман былоубито,сам Мухаммед легко ранен в голову.Черезнекоторое время,в том же году 10-тысячноевойско племени курейш с Абу Суфьяном воглаве осадило Медину,которую защищало 3 000мусульман под предводительством Мухаммеда.Втечение 20 дней ьусульмане легко отбилинесколько штурмов.В конце концов Абу Суфьянотступил,и курейшиты больше не пыталисьпомешать распространению ислама.
Послекапитуляции Мекки и смерти Мухаммеда (632)возглавлявшаяся им община мухаджиров иансаров в Медине и связанное с неюобъединение арабских племен, действовавшиев контакте с влиятельными мекканскимикругами, стали центром нового, еще болеекрупного объединения арабских родов иплемен. Это объединение с центром в Мединеприступило к укреплению своего внутреннегои внешнего положения и вскоре оформилоськак арабское теократическое государствораннефеодального типа - Халифат (Калифат).Во главе его встали былые соратникипосланника Аллаха, его преемники, или, иначе,заместители, халифы. Из них у мусульманнаиболее распространенного суннитскогонаправления ислама особо почитаются первыечетыре халифа - Абу Бекр (632-634), Омар (Умар,634-644), Осман (Усман, 644-656) и Али (656-661). Амусульмане-шииты признают из нихправомочным лишь последнего - Али; первыхтрех они отвергают, считая их узурпаторами,незаконно захватившими верховную власть.Идеологией Халифата стал ислам, вероучениеи культ которого с каждым годомразрабатывались все более детально. Халифыпредставляли как высшую духовную власть -имамат, так и светскую, в том числеполитическую и военную - эмират. При ихправлении в Медине стал собираться исоставляться Коран. Закрепляя и узакониваясвое положение, верхушка новогообъединения племен использовалаобщеарабское движение, породившее пророкови ислам, и приняла суровые меры дляустранения препятствий к своемубезраздельному господству в Аравии. Вчастности, ею было потоплено в кровипророческое движение в Йемаме, во главекоторого стоял Мусейлима; до капитуляцииМекки представители этого движенияподдерживали мединских ханифов-мусульман.Традиционное оправдание расправы сйемамцами как меры, направленной противвозрождения "язычества", историческинесостоятельно.
В 630 году состоялось сражениемежду 12 000 мусульман под началом Мухаммеда и4 000 арабов-язычников.Мусульман заманили вХунайнскую долину и обстреляли из луков ипращей,однако те наголову разбилиязычников,которые затем покорилисьМухаммеду.
В 657 году 100 дней длилосьпртивостояние при Сиффине,в которомучаствовали войска халифа Али иприверженцы Муавии,сына Абу Суфьяна,претендентана халифскую власть.В ходе несколькихстолкновений Али потерял 25 000 человек,аМуавия 45 000 человек,но не был побеждён,иконфликт окончился неустойчивымкомпромиссом.Али был убит через нескольколет,и Муавия занял его место.
В 665 году около Басры произошлосражение между 29 000 мусульман подкомандованием халифа Али и превышающими ихпо численности мятежными арабами подпредводительством Телхи и Зобина.Мятежникипотерпели поражение с большими потерями,Телхаи Зобин были убиты,а вдова Мухаммеда Айша,поддерживавшаямятеж,захвачена в плен.
Халифат вМедине, начав военные действия за пределамиАравии в 30-х годах VII века, в том же столетиизавладел Сирией, Палестиной, Египтом идругими восточными провинциямиВизантийской империи, подчинил себе Иран,вторгся в Северную Африку, Закавказье иСреднюю Азию. В течение одного века онзавоевал огромную территорию, номинальнопростиравшуюся от Атлантического океана играниц Южной Франции на западе до Индии иЗападного Китая - на востоке.
Побудительнойпричиной этих войн, по-видимому, сначалабыло стремление объединить и подчинитьМедине и Мекке все арабские племенаполуострова, а также обеспечить себесвободное пользование торговыми путями всоседние государства. Исходя из этого,арабы Хиджаза, устремившись на север,прежде всего обратились к местам, где втечение длительного времени обитали двазначительных объединения родственных имарабских племен, имевшие характерполувоенных раннефеодальных государств.Одно, возглавляемое Гассанидами,находилось у северо-западных границ Аравии,и, как правило, служило Византии, другое, воглаве с Лахмидами, занимало северо-восточныеобласти, граничившие с Ираном, и являлосьего вассалом. И те и другие племенаугнетались иноземцами, и между ними, так жекак и между их "сюзеренами", шланепрерывная борьба. Вместе с тем Гассанидыи Лахмиды не порывали связей с племенамиЦентральной Аравии. Названия главнейшихродов и племен Месопотамии, Северной иЦентральной Аравии встречаются и на югеполуострова, что при наличии и другихданных позволяет предполагать их общеепроисхождение. Центром племен,возглавлявшихся Лахмидами, был город Хира (илиХирта), расположенный невдалеке от развалиндревнего Вавилона. Их религия былаполитеистична, и еще в 40-х годах VI века онисовершали человеческие жертвоприношениябогине аль-Уззе (культ ее существовал и вМекке). Однако в том же VI веке среди Лахмидовначало распространяться христианство, и ихцарь Нуман III, несмотря на вассальнуюзависимость от Ирана, официально принялнесторианство[Несторианство - течение вхристианстве, возникшее в V в. в Византии впротивовес официальной вере в Христа как"богочеловека", учившее о его "самостоятельносуществующей" человеческой природе. Внесторианстве нашли выражение настроения,оппозиционные правительству Византии.Несториан было много и в Иране, гдеидеология старой государственной религии,зороастризма, уже изживала себя.]. ВластьЛахмидов продержалась до начала VII века.
В 632 году 4 000 арабов-мусульманпод командованием Серджабиля осадилисирийскую крепость Босра.Вылазкавизантийского гарнизона едва не уничтожиламусульмпн,но им пришли на помощь 1 500всадников под началом Халида.Черезнекоторое время защитники крепости вышлинаружу,чтобы дать сражение,но былиразгромлены Халидом,который потерял только250 человек.Из-за предательства губернатораРомана город был захвачен.
30 июля 634 годапроизошло сражение при Аджнадейне(Aiznaddin),вкотором участвовали 45000 арабов-мусульманпод командованием Халида и 70 000 византийцевпод началом Вердана,полководца императораИраклия.Византийские войска понеслиогромный урон и обратились в бегство,чтодало Халиду возможность приступить к осадеДамаска.Потери арабов составили 470 человек.Дамаск,городс большим греко-римским гарнизоном былосаждён арабами под командованием Халида в635 году.Город упорно оборонялся,егозащитникам удалось послать гонца спросьбой о помощи к Вердану.ПриближениеВердана заставило Халида отступить,в этовремя гарнизон предпринял вылазку,нопотерпел неудачу и понёс огромные потери.Послеэтого Халид выступил против Вердана,разгромилего и продолжил осаду Дамаска.После 70-дневнойобороны город был взят штурмом.
20 августа 636 годапроизошло сражение при Муте между арабамипод началом Саида и войсками византийскогоимператора Ираклия.Саид был убит,как ипринявшие после него командование Джафар иАбдалла,после чего знамя пророка принялХалид,который отразил натиск византийскихвойск и на следующий день благополучноотступил с поля боя.
В ноябре 636 годасостоялось сражение между войсками Ираклиячисленностью в 110 000 человек подкомандованием Мануила и арабамичисленностью 50 000 человек под командованиемХалида.Три раза атаки арабов отражались,ноони снова шли в наступление и послепродолжительного боя обратили византийцев,которые понесли большие потери,вбегство.Арабы,потеряв 4 030 человек убитыми,продолжилинаступление на Иерусалим.
В 638 году арабы подкомандованием Абу Обейды и Халида ибн аль-Валидаосадили город Алеппо,который почти сразусдался,но гарнизон укрылся в крепости и подруководством Юкинны упорно сопротивлялся втечение пяти месяцев,причём нанёс большойурон осаждавшим.В конце концов крепостьбыла взята штурмом,и Юккина принял ислам.Этобыл последний очаг сопротивления арабам вСирии.
В начале 637 года Иерусалим был осаждён арабами,сначала подкомандованием Абу Обейды, а затем халифа Омара. После многомесячной обороны,втечение которой и дня не проходила безвылазки или нападения, город был сдан патриархом Софронием. Арабы, вытеснившиевизантийцев с территории современного Израиля поначалу составляли лишь тонкую прослойку в населении страны. Выходцы из военной аристократии, они селились преимущественно в городах, существовавших ещё до арабского завоевания. Население Палестины было весьма разнородным: евреи,говорившиепо-арамейски, сирийцы и самаритяне, остатки азиатских и африканских кочевых племён, греки... После арабского захвата начинается быстрая исламизация и арабизация местногонаселения. В административном отношениитерритория древних Иудеи и Израиля была включена в Арабский халифат и вошла в првинцию Сирия на правах округа Фалястын с центром в Лоде.
Правившая в Дамаске династия Омейадов, стремясь упрочить своё влияние в арабском мире, сочинилаи распространила легенду об особом значенииИерусалима для ислама: якобы с Храмовой горы Мухаммед вознесся на небо. Но в 750 году варабской империи произошёл переворот. Новая династия Аббасидов переместила центрхалифата на территорию Ирака и Палестина превратилась в глухую провинцию. В страну вторгались бедуины, туркмены, турки, берберы, переселенцы с Балкан и Кавказа. Все они ассимилировались в местном арабоязычном населении. В результате этих бесконечных миграций, цветущая ранее страна превратилась в пустыню. Население либо бежало из этих мест,либо вымирало от голода и болезней, сменяясь новыми мигрантами. В XIII-XIII веках в Палестине появился новый этнический элемент - европейцы. Здесь оседали германцы, англичане, французы, итальянцы-крестоносцы, паломники, торговцы, крестьяне, бродяги... Неслучайно, среди сегодняшних "палестинцев" встречаются как голубоглазые блондины,так и представители негроидной расы.
Вплоть до XIX века евреи на территории современного Израиля были сосредоточены,в основном, в Иерусалиме, Цфате, Хевроне. В конце XIX века страну начали заселять европейские евреи, скупавшие пустынные земли у арабских и турецких латифундистов. Однако евреям-поселенцам удалось разбить на бесплодных заболоченных землях цветущие сады, побороть малярию, возродить или создать заново многие промыслы-например, виноделие. Районы, освоенные евреями, становились своеобразными центрами притяжения не только для местных арабов, но и для арабов-переселенцев из соседних стран. Здесь их ждали относительно высокооплачиваемая работа и намного более высокий уровень жизни. Особый размах арабская иммиграция приобрела в годы британского мандата. Например,в Яффо в 1922-1931 годах численность арабов возрасла в 17 раз. Во время Второй мировой войны арабская иммиграция ещё более усилилась. Британская армия возводила оборонительные сооружения и нуждалась в дешёвой рабочей силе. В результате, современное арабское население сектора Газа практически всей прибрежной равнины - это почти поголовно дети, внуки и правнуки недавних выходцев из Египта и Судана. Те арабы, которые живут в Израиле на протяжении нескольких поколений, тоже потомки переселенцев из самых разных районов мира, осевшие здесь в различные исторические эпохи. Например арабы с фамилией эль-Шами переселились из Сирии (Эшам), как и представители распространёной фамилии Халаби - выходцы из Северной Сирии (Халеб-Алеппо). Тысячи сирийских арабов переселились на территорию современного Израиля во время Второй мировой войны - они были заняты на работах в британской армии. Арабы по фамилии эль-Мацри происходят из Египта (Мицраим). В XIX веке бедуины клана Араб-эль-Ауарна переселились с восточного берега реки Иордан на болота Кевара в Шароне. Но они не задержались там надолго - в 20-е годы XX века началось осушение болот и топи были превращены в сельскохозяйственные угодья. В ходе работ бедуинов выселили в горы,к устью ручья Таниним, где они и основали деревню Джиср-э-Зарка (около Кейсарии). Проживающий в Рамле клан Араб-Джавариш происходит из Ливии. Все арабы с фамилией Зуави, живущие в семи деревнях Эмек-Изреэль - выходцы из Рамат-Ирбид, что за Иорданом. Живущие в Самарии (преимущественно в Шхеме) арабы по фамилии Дашнак - потомки боснийских славян-мусульман, бежавших из Боснии в 70-х годах XIX века. В Самарии есть деревня Санджи, название которой происходит от французского "Сен Жю", основана она была французами крестоносцами, потомки которых позднее прняли ислам. В секторе Газа, на побережъе, близ Гуш-Катифа проживает клан бедуинов Муаси, который переселился туда в 1972 году из Синая в бытность того израильским. Военная администрация разрешила переселение, надеясь, что бедуины станут противовесом антиизраильски настроенным арабам Газы. На настоящий момент численность Муаси составляет, как утверждают поселенцы Гуш Катифа, от 50 до 70 тыс. Доктор исторических наук Ривка Шпак-Лисак провела исследование исторических корней арабского населения Галилеи. Исследование показало, что крупнейшие населенные пункты Галилеи до середины 17-го века были заселены преимущественно евреями. Первые арабы пришли в этот регион вслед за Саллах а-Дином, завоевавшим эту территорию, но были изгнаны оттуда крестоносцами. В 17 веке арабы стали вновь селиться в этом регионе, постепенно вытесняя евреев. Окончательное вытеснение евреев из Шфарама (Шофар-Ам) завершилось в 20-х годах 20-го века. Сахнин и Арабэ были заселены арабами, перекочававшими сюда из Саудовской Аравии в 18-м веке. В Гуш-Халаве и Бираме поселились в 17-м веке арабы-марониты из Ливана. Ранее других, в 16-м веке, обосновались арабы из Месопотамии в Ципори.
После падения эмира Аль Джазири началась первая волна эмиграции алжирцев в Сирию и в Галилею Первая волна началась в 1847 году и продолжалась до дамасских волнений 1860 года. Наследник абд эль Кадера, шейх Ахмад бен Салам обратился кфранцузским властям с просьбой позволить ему и группе его последователей покинуть Алжир. Французские власти не возражали и в том же году первая волна эмигранитов, насчитывающая 560 человек прибыла в Дамаск.
Дамаск был выбран неслучайно. Здесь Алжирцам была обещана поддержка от многих уважаемых людей. Бен Саламисподвижники обратились к правителю Дамаска. В обращении они рассказали о причинах переезда,вырази верность Османской империи и попросили выделить им земли, необходимые для существования.
Со свой стороны власти османской империи видели в эмигрантах собственных подданых. Им была выдана денеженая поддержка и обещана защита. После долгих переговоров и рассуждений им была выделена земля, в регионах Аджлюн и Хоран. Когда эмиграция из Алжира продолжилась, власти решили расселять алжирцев подальшеот Дамаска. Среди прочего в Акко и районах Галилеи.
После 1860 года когда поток эмигранотов увеличился, осаманские власти расселяли их в северных районах Палестины в 1870 году число алжирцев в Тверии и Цфате составляло около 4000.
В 1881 году французский конул в Дамаске сообщал, что число алжирских эмигрантов составляет 28 500 изних 6800 расселены в рйоне Акко.
В последствии эти, и присодинвшиеся к ним эмигранты восстановили заброшенные деревни Уйша и Бир аль Маскур возле Шфарама, заняди деревню Усния, в долтне Ахула, другая часть послеиласьв деревне Ааба, в окресностях Хайфы.
К концу девятнадцатого века в районеЦфата сформировалось пять алжирских деревень: Дишум, Амука, Марус, Хусния, Талиль. Постепенно большинство рассеяных по Галилее алжирцев переселилось в этипять деревень, которые были исключительно алжирскими. В 188 году абсолютное большинство цфатских мусульман были выходцы из Алжира
Как и в окресностях Цфата, в окрестностях Тверии алжирцы собрались в свои отдельные деревни: Олам, Мааджер, Кфар Саббат и Шаара. Кроме того они поселились и в заброшеной деревне Самех и в самой Тверии.
Кконцу 19-говека в районах Цфата и Тверии проживало ок 25000 алжирцев, во владении которых было ок 120 000 дунамов земли.
Дамаск был выбран неслучайно. Здесь Алжирцам была обещана поддержка от многих уважаемых людей. Бен Саламисподвижники обратились к правителю Дамаска. В обращении они рассказали о причинах переезда,вырази верность Османской империи и попросили выделить им земли, необходимые для существования.
Со свой стороны власти османской империи видели в эмигрантах собственных подданых. Им была выдана денеженая поддержка и обещана защита. После долгих переговоров и рассуждений им была выделена земля, в регионах Аджлюн и Хоран. Когда эмиграция из Алжира продолжилась, власти решили расселять алжирцев подальшеот Дамаска. Среди прочего в Акко и районах Галилеи.
После 1860 года когда поток эмигранотов увеличился, осаманские власти расселяли их в северных районах Палестины в 1870 году число алжирцев в Тверии и Цфате составляло около 4000.
В 1881 году французский конул в Дамаске сообщал, что число алжирских эмигрантов составляет 28 500 изних 6800 расселены в рйоне Акко.
В последствии эти, и присодинвшиеся к ним эмигранты восстановили заброшенные деревни Уйша и Бир аль Маскур возле Шфарама, заняди деревню Усния, в долтне Ахула, другая часть послеиласьв деревне Ааба, в окресностях Хайфы.
К концу девятнадцатого века в районеЦфата сформировалось пять алжирских деревень: Дишум, Амука, Марус, Хусния, Талиль. Постепенно большинство рассеяных по Галилее алжирцев переселилось в этипять деревень, которые были исключительно алжирскими. В 188 году абсолютное большинство цфатских мусульман были выходцы из Алжира
Как и в окресностях Цфата, в окрестностях Тверии алжирцы собрались в свои отдельные деревни: Олам, Мааджер, Кфар Саббат и Шаара. Кроме того они поселились и в заброшеной деревне Самех и в самой Тверии.
Кконцу 19-говека в районах Цфата и Тверии проживало ок 25000 алжирцев, во владении которых было ок 120 000 дунамов земли.
ВойскаХалифата весьма скоро осознали своипреимущества по сравнению с противниками вусловиях пустыни или полупустыни, напримерв Месопотамии и в южном Иране. Переняв опытиранцев в использовании осадных орудий, втом числе катапульт, арабы сумели добитьсяпобеды и в ходе крупных операций. У их войскбыла налажена мобильная связь с центромХалифата в Медине и с его военными отрядами,действовавшими в то же время в Сирии идругих странах, что обеспечиваловозможность широкого маневрирования. Вдействиях против сасанидского Ирана дляарабов весьма выигрышным оказалосьовладение уже в первые годы завоеванийстолицей шахиншахов - Ктезифоном, гденезадолго до этого, в конце 632 или начале 633года, трон занял шестнадцатилетнийЙездигерд III. Через несколько лет арабыпроникли в глубь Ирана, выиграли рядсражений, в том числе битву при Нехавенде в642 году. Серьезные последствия этой победызаключались не только в захвате арабамизначительных материальных ценностей, но и внанесении немалого морального ущербапротивнику.
В 636 году состоялосьсражение у Кадесии,в котором участвовали 30000 арабов-мусульман под началом Саида,военачальникахалифа Омара,и 120 000 персов подкомандованием Рустама.В первый день персы,превосходившиеврага по численности,но уступавшие ввоенной выучке,выдержали атакимусульман,но на следующий день Рустам былубит,и его войска в смятении бежали с полябоя,неся огромные потери.Арабы потеряли вбитве 7 500 человек.
В 637 году произошлосражение у Джалулы между арабами во главе сСаидом и персами во главе с Йездигердом.Йездигердбежал с поля боя,и его деморализованныевойска были полностью разгромлены,понесяпри этом тяжёлые потери.
В 642 году произошлосражение при Нехавенде между арабами подкомандованием Саида и 150-тысячнойперсидской армией ЙездигердаIII,последнегоцаря династии Сасанидов.Персы обратились вбегство,что положило конец последнемуочагу сопротивления мусульманскойэкспансии.Город за городом стал переходитьв руки арабов.Шах Йездигерд отступал навосток;в 651 году он дошёл до окраины своихвладений-Мерва,где и был убит.Абдалла ибнАмир завоевал Абрашахр(Нишапур),Тус,Абиверд,Несу.Вследза Хорасаном та же участь постигла Джуздани Тохаристан.
В 639 году полководецхалифа Омара Амр ибн аль-Ас с 8 000 арабовокружил египетский город Мемфис,и послесемимесячной осады,в ходе которойосаждающие едва не погибли от наводнения наНиле,город был взят штурмом.На местеукреплений,построенных мусульманами,былзаложен Старый Каир.
Город Александрия,столицаЕгипта,был осаждён арабами подкомандованием Амру в 642 году;после 14-месячнойосады,во время которой осаждавшие потеряли23 000 человек,город сдался,и мусульмане сталихозяевами Египта.
В 643 году произошлосражение близ Триполи между вторгшимися вАфрику арабами под предводительствомАбдаллы и оборонявшим город 120-тысячнымвизантийским войском и африканскимополчением под командованием городскогопрефекта Григория.Мусульмане одержалипобеду,Григорий был убит.Это стало началомарабских завоеваний в Африке.
В 694 году 40 000 арабов подпредводительством Хасана разбили при Утикевизантийское войско,состоявшее из греков иготов.Войска империи были вытеснены изАфрики.В дальнейшем Хасан разрушилКарфаген,с тех пор на месте этого городасуществовала лишь небольшая деревня.
В645-646 годах, в правлениехалифа Османа, войска Халифата подкомандованием Сальмана ибн Раби'а аль-Бахиливторглись в Закавказье. Здесь Сальманпрошел в Азербайджан, Грузию и после этогозахватил город ал-Бабу (Дербент).Но вскореон был выбит из Дербента войском хазарскогохакана и убит,а его войска уничтожены.
Арабскийполководец Мухаммед ибн-Марван,назначенный своим братом халифом Абдаль-Маликом (685-705) "правителемаль-Джазиры, Азербайджана и Арминийи...",разбивармян и византийцев и захватив частьАрмении,заживо сжёг всех представителейармянской аристократии,заманив их обманомв церкви под предлогом подписания договораи принесения клятвы.
В 649 годуарабы захватили Кипр.
В 668 году арабы во главес Абу Суфьяном,военачальником халифаМуавии осадили Константинополь.Флотмусульман прошёл через Геллеспонтбеспрепятственно,но атака на городстолкнулась с ожесточённым сопротивлением.Простоявпод стенами города с апреля по сентябрь,АбуСуфьян отступил,возобновив осаду летом.Втечение пяти последующих лет Абу Суфьян неоставлял надежды взять город,но в 675 годуснял осаду,потеряв за это время более 30 000человек.В 716 году арабы вновь осадили город120-тысячным войском во главе с Муслимом,братомхалифа Сулеймана,при поддержке флота из 1 800кораблей,которые,однако,были уничтоженывизантийскими брандерами.Устранив угрозу сморя,горожане избавились от опасностиголода и отбили все атаки Муслима.После 13-месячнойосады арабы отступили,потерпев поражениеот болгарской армии и потеряв 22 000 человек.
В 804 году произошлосражение у горы Тавр между мусульманамиХарун-аль-Рашида и византийцами во главе симператором Никифором I.Византийцыпотерпели сокрушительное поражение,потеряв40 000 человек;сам Никифор,трижды раненный,струдом спасся.
В 838 году близ Аморияпроизошло сражение между мусульманами подкомандованием халифа Мутасима и грекамипод началом Феофила.30 000 персидскихвсадников,находившихся на службеимператора,прорвали фронт,но сами грекибыли отброшены мусульманами,и денькончился полным разгромом силимператорской армии.Мутасим осадил Аморий,ипосле 55-дневной осады,стоившей ему 70-тысячныхпотерь,ворота города удалось открыть спомощью предательства;30 000 христиан былиперебиты во время устроенной мусульманамирезни.
В 662году арабы начали войну с хазарами заДербент.В том же году они взяли Кабул.
К началу VIIIвека согдийские княжества Маравеннахараоказались неспособными к организованнойсамозащите.Все понимали,что победа арабовнесёт мужчинам смерть,а женщинам и детямплен и продажу на невольничьих рынках.Однакокаждая крепость защищалась в одиночку игибла.Переломить свой сепаратизм иорганизоваться согдийцы не сумели.Толькотюргеши отбивали арабские отряды.В 709 годуарабы под началом Кутейбы захватили Бухару,в710-Шоуман,Несеф,Кеш и подчинили себеТалекан.Городабыли сожжены,население вырезано илиуведено в плен.Караваны,нагруженныенаграбленным золотом и шёлком,непрерывношли в Дамаск,но Кутейба хотел большего.В 711году он вмешался в ссору между хорезмшахоми шахом Хамджурда,восстановил хорезмшахана престоле и с его помощью разгромилХамджурд.Затем,мобилизовав покорённыхбухарцев,несефцев и хорезмийцев,захватилСамарканд.Его помощник Солейха Муслим вночном бою у деревни Бек-Обод разбил чачцеви ферганцев.Осенью 712 года Кутейба снесметной добычей вернулся в Мерв.В 713 годуон мобилизовал уцелевших послепрошлогодней резни согдийцев и,пополнивими свои войска,напал на Ходжент,Фергану иЧач.Ходжент и Фергана пали,но Чач устоял.В 715году Ктейба пытался завоевать ВосточныйТуркестан,но известие о смерти халифаВалида заставило его вернуться.На обратномпути он был убит одним из своихвоеначальников за попытку поднять мятеж.ПокорениеСредней Азии закончил Наср ибн Сейар,наместникХорасана и Мавераннахара в 738 году,захвативший Чач и Фараб.В 785 году арабы велипограничную войну с тибетцами.ЭмирХорасана приказал убить всех уйгуров,исповедующихманихейство.Но хакан уйгуров пригрозил ему,чтоонуничтожит всех мусульман,живущих в еговладениях,и приказ был отменён.
Захватив в662 году Кабул,в 664 году арабы вторглись вПенджаб.
В 712 году вДебале, в Синде арабы, захватив огромныебогатства, умертвили всех мужчин старше 17лет, отказавшихся принять ислам.
19-26июля 711 года околоХерес-де-ла-Фронтера произошло сражение,вкотором участвовали 90 000 испанскихвестготов под командованием Родериха и 12 000арабов под командованием Тарика,которымпомогали многочисленные силы африканскихсоюзников.На четвёртый день мусульманепотерпели поражение,оставив на поле боя 16 000человек убитыми.Однако измена графаХулиана и значительной части королевскихвойск позволили арабам разгромить христиан.Родерихбежал с поля битвы и,переплывая рекуГвадалета,утонул.Эта победа знаменуетначало мусульманского господства в Испании.
В 712 году 18 000 мавров подпредводительством Мусы осадили испанскийгород Мериду.Потерпев поражение наоткрытой местности под городом,испанцыорганизовали длительную и упорную оборону,котораястоила осаждавшим многих жизней.Однако в 713году нехватка продовольствия заставилазащитников города сдаться.
В 901 году произошлосражение при Саморе между испанцами подкомандованием короля Астурии АльфонсаВеликого и маврами во главе с кордовскимхалифом Абдаллой.Мавры были полностьюразбиты и понесли тяжёлые потери.Благодаряэтой победе Альфонс распространил своёгосподство до реки Гвадиана.
В 939 году произошлосражение при Аландеге между маврами подначалом Абдель-Рахмана и войскамилеонского короля Рамиро.100 000 мавров,осаждавшихгород Самору,были атакованы Рамиро,которогозащитники крепости поддержали вылазкой.Маврыпотерпели поражение,потеряв 20 000 человекубитыми,кроме того,40 000 человек утонули ворву,окружавшем город.
В августе 1010 годапроизошло сражение около Кордовы междуберберами под началом Сулеймана ииспанцами во главе с графом СанчоКастильским с одной стороны и маврамиКордовы под командованием Альмуди-с другой.Маврывышли из Кордовы,чтобы встретить берберов,однакопотерпели поражение,потеряв 20 000 человек,включаяглавных эмиров.
23 октября 1086 годапроизошло сражение при Салаке между 40 000мавров под началом Юсуфа ибн Ташфина ипревосходящей их по численности армиейкастильского короля Альфонса VI.Испанцыбыли наголову разбиты и понесли тяжёлыепотери.Альфонс во главе отряда из 500всадников вырвался из окружения и с большимтрудом спасся.На протяжении 20 лет Юсуф ибнТишфин правил всей Испанией к югу от Толедо,заисключением Валенсии.
В 1105 году мавры напалина испанцев,под командованием Альфонса VIКастильского,осаждавших Уэску.Мавры былинаголову разбиты и потеряли 10 000 человекубитыми.
В 1109 году испанцы подкомандованием дона Санчо Кастильского былиразгромлены арабами под предводительствомАли под Уклесом.Испанцы понесли тяжёлыепотери,в числе убитых был и дон Санчо.
19 июля 1195 годасостоялось сражение под Аларкосом междумаврами Якуба аль-Мансура и испанцамиАльфонса VIII Кастильского.Испанцы былинаголову разгромлены,лишь немногим удалосьбежать в Калатраву.По некоторым данным,маврывзяли 30 000 пленников.
16 июля 1212 года околоЛас-Навас-де-Толоса произошла битва междуогромной маврской армией халифа Мухаммадаан-Насира,насчитывавшей,по словамхронистов,600 000 человек и объединённымивойсками Кастилии,Леона,Арагона,Наварры иПортугалии во главе с кастильским королёмАльфонсом VIII.Мавры были наголову разбиты.
В 1319 году испанскаяармия под командованием кастильскихрегентов Педро и Хуана подступила под стеныГранады.5 000 отборных мусульманских воиновпод началом Отмана совершили вылазку иразгромили испанцев.Оба регента были убиты.
30 октября 1340 года околоРио-Саладо произошло сражение междупортугальцами короля Альфонса IV икастильцами короля Альфонса ХI с однойстороны,и маврами эмира Марокко Абу Хамида,-сдругой.Христиане одержали решительнуюпобеду.
Ранним утром 28 февраля1482 года небольшой отряд испанцев во главе сХуаном де Ортига штурмовал крепость Алама,входившуюв кольцо укреплений вокруг столицы мавровГранады.Испанцы незамеченными проникличерез вал и открыли ворота для основных сил.Гарнизонпродолжал сражаться на улицах,только послеожесточённой схватки испанцы овладелигородом.Король Гранады Абу-аль-Хасанпопытался отбить город и 5 марта 1482 годасосредоточил под его стенами 50 000 мавров.Однакогарнизон под командованием маркиза Кадисахрабро оборонялся,и 29 марта Абу-аль-Хасан,встревоженныйприближением испанской армии короляФердинанда,снял осаду.
4 июля 1482 годаиспанское войско короля ФердинандаКатолика,осаждавшее Лоху и укрепившееся навысотах Альмохасена начало отходить.Вмомент отхода оно подверглось атаке состороны гарнизона под командованием АлиАтара.Несмотря на то,что послеожесточённого боя Фердинанду удалосьотойти в полном порядке,он потерял почтивесь обоз и артиллерию.
20 марта 1483годапроизошло сражение,в которомучаствовали 3 000 испанских рыцарей и 2 000пехотинцев во главе с маркизом Кадисом исильное маврское войско под началом Абу-аль-Хасана.Испанцыпродвигались через ущелье,намереваясьнапасть на Малагу,но были атакованы сфронта и флангов,и обратились в бегство,потеряв800 человек убитыми,1 600 человек попали в плен.
В апреле 1483 года маврыпод началом Боабдила и Али Атара,осаждавшиеЛусену,были атакованы испанским отрядом,шедшимна выручку осаждённым,под командованиемКонде де Кабра.Арабская пехота обратилась вбегство.Пытаясь спасти положение Али Атарповёл в атаку конницу,однако был убит.Послеэтого его воины бежали,преследуемыеиспанцами до берегов реки Хениль,гдебольшая часть их была изрублена.
17 апреля 1487 года 50 000испанцев под знамёнами Фердинанда Католикаосадили Малагу,арабским гарнизоном которойкомандовал Хамет Зели.Послечетырёхмесячной осады гарнизон сдался.Фердинанди Изабелла вступили в город.Жители былипроданы в рабство.
В июне 1489 года 95-тысячноевойско короля Фердинанда осадило крепостьБасу,одну из передовых застав Гранады.Еёоборонял сильный арабский гарнизон подкомандованием Сиди-Яхье.4 декабря 1489 годакрепость была взята.
26 апреля 1491 года корольФердинанд II Католик с 50-тысячной испанскойармией осадил Гранаду-последний оплотмавров в Испании.Осада веласьнеорганизованно и в начале гарнизонсовершил серьёзную вылазку,которая,однако,былаотбита и обошлась им в 2 000 убитых.Городдержался до 2 января 1492 года,когдапоследнийкороль Гранады Боабдил капитулировал,темсамым положив конец мусульманскомугосподству в Испании.
10 октября 732 года возлеТура (Tours) во Франции произошло сражениемежду франками под командованием КарлаМартелла и арабами под предводительствомАбдеррахмана ибн Абдиллаха.Сражениедлилось несколько дней(по арабскимхроникам-два,по французским-семь) изакончилось,когда арабы,деморализованныеизвестием о смерти своего предводителя,несмогли сдержать натиск противника и бежалис поля боя.Франки преследовали арабов инанесли им немалый урон.Победа Мартеллаположила конец дальнейшему продвижениюарабов в Европе.Сражение считается одним изповоротных пунктов истории.
Компиляция - Михаил Фейгин
Компиляция - Михаил Фейгин
Библиография
- Т.Харботл "Битвы мировой истории"
- Л.Н.Гумилёв "Древние тюрки"
- Л.Н.Гумилёв "Этногенез и биосфера Земли"
- П.Гиль "Что такое "палестинцы""
- Л.И.Климович "Книга о Коране"
- М.Шашар "Разговоры с Ганди ""
- А.Шмулевич"Муаси"""
- Седьмой канал "Когда и откуда пришли арабы в Галилею?" "
Комментариев нет:
Добавлять новые комментарии запрещено.