Как стало недавно известно, министерство инфраструктуры приняло решение о создании в Негеве атомной электростанции (АЭС). По многим причинам не без труда принимались «роды»: «деликатные» проблемы атомной секретности, защита станции от атак недругов, охрана окружающей среды, вероятность серьёзных землетрясений в районе её размещения и многое другое. Аргументы министерства за принятие такого решения: дефицит мощностей существующих электростанций, рост цен на топливо, высокая цена альтернативных источников энергии. Строительство её займет не менее 8 лет и мы получим в будущем до 10% потребляемого в нашей стране электричества.
Пройдёмся по этим аргументам, рассматривая ретроспективно их подоплёку, поскольку энергетическая проблема родилась в нашей стране как, впрочем, и во всём мире, не вдруг. До ликвидации министерства энергетики в его структуре имелось управление экономии энергии, которое помимо своей прямой обязанности регулярно издавало квалифицированные сборники информационных материалов, позволявших обществу получить представление о том, что происходит в этой первостепенной по значимости отрасли промышленности и тенденции её развития. Упразднение этого министерства и передача его полномочий вновь созданному министерству инфраструктуры, увы, не привело к компактности правительства и не предотвратило рост кризисных проблем в энергетике. Информация о её состоянии резко сократилась.
Кто знает, быть может своевременное учреждение профессионального и стабильно управляемого Департамента энергетики и ликвидация монополии на производство электроэнергии предотвратили бы нынешний кризис. Частые смены правительств, а с ними и политических назначенцев на должность министра не пошли на пользу делу.
В серии обращений Израильской электрической компании (IEC) в июле с.г. к гражданам с просьбой умерить потребление электроэнергии в связи с драматическим сокращением резерва мощностей до нескольких процентов содержались беспрецедентные просьбы к частным фирмам включить имеющиеся у них резервные мощности с гарантией оплаты связанных с этим расходов. Более того, IEC (цитирую): «.. заинтересована в том, чтобы на израильском рынке появились частные производители электричества». Звучит сенсационно. Не её же усилиями всячески тормозилось создание на промышленных предприятиях экономически оправданных комбинированных энергетических установок? Драматическая ситуация, чреватая массовыми внезапными перебоями электроснабжения в результате любой аварии на одной из станций повторяется с возрастающей остротой на протяжении ряда последних лет в пиковые периоды потребления.
Почему-то лишь в этом году IEC вошла с предложением в правительство о повышении стоимости отпускаемой электроэнергии на 16% с целью сбора средств на наращивание мощностей. Не слишком ли поздно спохватилась монопольно функционирующая компания позаботиться об энергетической устойчивости и безопасности государства? О том, что в начале 21 веке будет ощущаться нехватка мощностей, было ясно специалистам намного ранее по тенденции роста потребления энергии и отставанию темпов ввода новых мощностей. С 2001 по 2005 г.г. установленные мощности практически не наращивались. Каждый может убедиться в этом, посетив веб-сайты министерства инфраструктуры и IEC. Резерв мощности не соответствовал у нас принятому в цивилизованном мире уровню – не ниже 20%.
Характерно, что с 1997 по 2006 г.г. темпы роста потребления электроэнергии в нашей стране стабильно составляли 4,9 % в год при росте численности населения примерно 2%. По уровню потребления электроэнергии на душу населения, тем не менее, мы опережаем многие страны и это тревожный факт в это кризисное время.
Мир переживает второй серьёзный энергетический кризис, и стоило бы ещё до его прихода учесть уроки прошлого. Свободный мир ответил в 70-х годах на топливный бойкот и безудержный рост цен на энергоносители режимом жёсткой экономии ресурсов и программами ускоренных темпов развития энергосберегающих технологий. И это стало постоянной основой энергетической политики многих стран.
Так в США в дополнение к закону об энергетической политике от 2005 г. и исполнительному распоряжению президента Буша от января 2007, обязывавшему федеральные учреждения сократить потребление энергии, департамент энергетики недавно издал директиву об увеличении экономии энергии по всему энергетическому комплексу страны на 30%. Директиву отличает комплексный подход к решению поставленной цели. Она включает в себя проекты по возобновляемым источникам энергии, альтернативному топливу для транспорта, а также экономии воды, которая уже в 2008 г. должна составить 16% от существующего объёма потребления.
Мы встретили нынешний кризис, не располагая реальной государственной программой развития энергетики и экономии энергетических ресурсов. Ни у кого нет иллюзий относительно того, как трудно, образно говоря, «изъять» резерв экономии электроэнергии из рук расточительного потребителя. В определённых пределах (когда речь не идёт об экспорте) сфера производства перекладывает рост стоимости энергии на цены за производимые товары и услуги, т.е. на плечи потребителя. Зачем владельцу фирмы отягощать себя проблемами и вкладывать средства в энергосберегающие технологии? Энергетическая политика государства не располагает теми кнутом и пряником, которые бы стимулировали его к этому. Бесконтрольность и апатия, царящие в общественном секторе, не способствуют экономии и здесь.
Казалось бы, частный сектор более других заинтересован в экономии электроэнергии. Но здесь вступают другие препятствия: слабая информированность потребителя, особенности менталитета, а главное – отсутствие такой же «агрессивной» рекламы товаров, экономящих энергию, как та, которая соблазняет покупателя другими их качествами. Например, сегодня покупателю вместо традиционной лампочки накаливания предлагаются светильники новых поколений, потребляющие при том же эффекте освещения в несколько раз меньше энергии и имеющих значительно больший срок службы, но… стоящих дороже её. Инерция берёт своё: в убытке покупатель и государство.
Невозможно отделить кризисные явления в электроэнергетике от общего неблагополучия в сфере производства и потребления всех видов энергии и связи этих процессов с охраной окружающей среды. Нас подстёгивает не только зависимость от импорта энергетического сырья и безудержный рост цен на него, но и высокая концентрация населения и промышленности на ограниченной территории, а также проблемы снижения объёмов выводимых в окружающую среду отходов производств и жизнедеятельности населения.
В 21веке не принято сбрасывать со счёта альтернативные источники энергии. По оценке министерства энергетики Израиля потенциальный энергетический ресурс биомассы в стране, включавший все виды промышленных, сельскохозяйственных и муниципальных отходов, составил в 1987 г. примерно 9% от годовой потребности в энергии. Сегодня, 20 лет спустя, он практически не используется. Сейчас ежегодно в могильники мусорной свалки Дудаим укладывается до 5 млн. тонн твёрдых отходов, основные компоненты которых – бумага, картон, органика, пластик составляют в сумме примерно 78% от всей их массы. Дорогостоящей земли для свалки сейчас уже в обрез. На этом фоне рециклинг (возврат на повторное использование) полезных компонентов отходов в нашей стране в истекшем году не превысил 25% в то время как в Дании, например, он составляет- 64%. Остающаяся после рециклинга масса отходов во многих странах идет на изготовление компоста и сжигание с выработкой электроэнергии. Захоронению подлежит только неиспользуемая часть отходов. В Дании выработка электроэнергии от сжигания отходов составляет 3,5% от общего объёма её производства в стране. Тщательно осуществляемая программа использования биоэнергии союза европейских стран предусматривает доведение её доли в энергобалансе до 10% в 2010 и 20% в 2020 г.г. Это не фантазия, а реальность. Нет такой животноводческой фермы в этих странах, где навоз и стоки не перерабатывались, с получением биогаза, на базе чего для её же нужд вырабатывается электрическая и тепловая энергия. А в придачу ферма получает товарный компост. Фермы в Галилее предпочитают размещать навоз вокруг себя…
Недавно руководство министерства инфраструктуры дало понять, что оно готово оказывать экономическую помощь тем, кто будет создавать индивидуальные электрогенерирующие установки с использованием плоских фотовольтных преобразователей, размещаемых на крышах зданий и территории владельцев. Установки такого рода могут обеспечить электроэнергией в зависимости от их исполнения только самого владельца или подключаться к энергосети для обмена энергией с ней в любое время суток. Сегодня стоимость установки мощностью в 1кВт достаточно высока, но прогресс в технологии изготовления преобразователей настолько велик, что во многих странах, в том числе в Израиле, вкладываются внушительные средства в это направление гелиоэнергетики. Не случайно в США и других странах с этой технологией на данном этапе связывают большие надежды на сокращение потребления углеводородного топлива, имея в виду её преимущества: отсутствие высоких температур, сложного и громоздкого механического оборудования, потребности в воде, безотходность и возможность генерации электроэнергии в месте её потребления на обширной территории.
Нельзя сбрасывать со счетов технологию гелиоэнергетики, созданную и успешно внедрённую израильской фирмой «Луз» в 9-ти солнечных электростанциях Калифорнии в конце прошлого века. Силами её преемницы в Израиле – фирмы «Солель» и многих международных фирм эта технология развивается. Департамент энергетики США недавно сообщил, что к 2020 г. на электростанциях этого типа стоимость 1 кВт-ч составит 5-7центов.
Недавно было объявлено об инициативном проекте строительства т.н. буферной гидроэлектростанции в Галилее, обеспечивающей аккумуляцию избыточной электроэнергии ночью, т.е. загрузку свободных мощностей государственной энергосистемы в этот период суток и отдачу её в пиковые часы днём. Используя рельеф местности, авторы проекта создадут гидросистему с верхним и нижним бассейнами. Гидромашины генерируют электроэнергию при стоке воды по трубопроводу из верхнего бассейна в нижний днём, и потребляют её ночью при перекачке воды в обратном направлении. Идея проекта выдвигалась много лет тому назад, но беспечно отвергалась вплоть до возникновения настоящего кризиса. Наше государство не может по известной причине кооперироваться с энергосистемами соседних стран с целью передачи и потребления электроэнергии в течение суток. Поэтому гидростанция такого рода единственное средство для сглаживания суточной неравномерности графика потребления энергии.
Эти заметки пишутся с целью открытия дискуссии по данной теме среди широкого круга граждан. Быть может создание АЭС станет неизбежным шагом, но лишь после того, как будут исчерпаны другие доступные и естественные возможности удовлетворения потребности в электроэнергии. Энергообеспечение страны требует модернизации транспорта, градостроительства, системы водоснабжения и т.д. Эта задача является одной из важнейших для нашего государства на длительный период и поэтому она не под силу узкому кругу чиновников министерства инфраструктуры.
Аркадий Розинский
Фото: Михаил Фейгин