Решение принято в первых числах сентября этого года. Почему так поздно? Но лучше позже, чем…Основные его тезисы 2 сентября с.г. опубликованы в газете «Джерузалем пост». Главный тезис документа состоит в том, что к 2020 году намечается сокращение потребления электроэнергии на 20%. Для достижения такого результата декларируется ряд намечаемых мероприятий. Интересно отметить, что недавно в США было опубликовано решение о мерах для снижения потребления энергии в эти же сроки на 25% от существующего уровня. Наши страны находятся по своим возможностям в «разных весовых категориях», но энергетический кризис диктует в равной степени всем энергозависимым государствам необходимость затягивать потуже пояс потребления. А тут ещё прибавился экологический пресс, ограничивающий производство энергии из ископаемых видов топлива.
Кому и зачем следует экономить электроэнергию? Сразу после выхода в свет упомянутого решения на титульных страницах Интернет-сайтов появились ролики Израильской электрической компании со штампами соучастия министерств инфраструктур и охраны окружающей среды, где население призывают экономить её путём использования люминесцентных вместо ламп с нитью накаливания, энергоэффективных электротоваров, своевременного их отключения и т.д. Пока что речь не идёт о рекомендациях для сферы производства товаров и услуг населению, а также государственного сектора. Производитель электроэнергии, а монопольный – тем более, обеспокоен, главным образом, высоким спросом на неё только тогда, когда он приближается к максимальной мощности в пиковые периоды потребления зимой и летом. Именно тогда он призывал нас сокращать её потребление в прошлом, предупреждая о возможности массовых отключений.
Естественно, что рост цен на топливо сопровождается адекватным повышением тарифа на отпускаемую энергию и тяжесть инфляции ложится только на плечи потребителя. Разные секторы потребителей по-разному реагируют на дефицит энергии. Сектор производства и оказания услуг населению реагирует нервно, пытаясь, в первую очередь, переложить тяжесть удорожания энергии на плечи населения путём повышения стоимости произведенного товара и оказанных услуг на внутреннем рынке. На международном рынке это сделать труднее. Только затем она изыскивает пути экономии энергозатрат. Второй сектор потребителей: государственные и общественные учреждения и объекты, финансирование которых осуществляется из госбюджета или спецфондов, не очень-то без принуждения спешит сокращать потребление энергии. Реакция различных групп населения гражданского сектора зависит от их состоятельности. Присущая всем трём группам инерция, а порой и апатия в действиях в значительной степени являются следствием низкой информированности о способах экономии и остроте сложившейся ситуации.
Несмотря на то, что кризисная ситуация в энергетике страны нарастала на протяжении десяти последних лет, не была выработана программа развития этой важнейшей отрасли промышленности, не велась пропаганда знаний по экономии энергии как в СМИ, так и в системе образования. Газеты, каналы телевидения и радио зациклились на рекламе товаров без учёта их энергоэффективности. Проблемы энергетической и экологической (включая водообеспечение) безопасности страны ушли на второй план. Трудно найти в предвыборных программах партий и выступлениях претендентов на властные кресла даже упоминания о предлагаемых ими путях решения этих проблем. Это свидетельствует о некомпетентности или безразличии соискателей. Предстоит преодоление провала между тем, что и как предпринимается в цивилизованном мире для решения сходных проблем и тем, что происходит у нас.
Специалистам известно, что искомые правительством резервы экономии электроэнергии имеются. Но как их реализовать? Без затрат средств и организационных усилий не удастся. Понадобятся экономические поощрения, жёсткий контроль, а в государственном секторе – директивные меры, как это делается в министерствах США. Потребуется в известном смысле «культурная революция», начинающаяся в системе образования со школьной скамьи, где детям должны прививаться моральные понятия о необходимости бережного отношения к природным ресурсам и одновременно интерес к изучению и практическим навыкам экономии на реальных стендах. Особую роль должны сыграть консультационные центры университетов и частных фирм, где могут демонстрироваться образцы новых товаров и технологий, а также фильмы, иллюстрирующие практику экономии ресурсов.
Дефицит электрогенерирующих мощностей важный, но не главный фактор, определяющий необходимость экономии энергии. В конце концов, население растет, равно как и потребности человека. Сегодня на первое место наряду с экономным использованием электроэнергии выходит проблема обеспечения энергетической независимости страны перед лицом неудержного роста цен на ископаемое топливо и политических угроз его поставщиков. У нас имеется лишь один способ её решения - ориентация на собственные источники энергии, включая те, что лежат у нас буквально под ногами – отходы производств и жизнедеятельности населения.
В двух предыдущих моих статьях на этом сайте рассматривались основные реальные возможности решения этой задачи. Поступающие в последнее время сообщения подтверждают абсолютную необходимость использования отходов сельского хозяйства для производства электрической и тепловой энергии, а также холода для его же нужд. Объёмы производства сельскохозяйственной продукции в нашей стране свидетельствуют о наличии немалого энергетического потенциала в этом ежегодно возобновляемом источнике. Проиллюстрируем это на нескольких примерах из мировой практики утилизации одного вида отходов – навоза животноводческих ферм.
В Голландии недавно введен в действие завод-электростанция по переработке 440000 тонн куриного помёта в год, примерно трети годового выхода по стране. Мощность станции 36,5 МВт. Годовая выработка электроэнергии 270 млн. кВт-ч. для 90000 домашних хозяйств. Помёт доставляется на завод из ферм специальными закрытыми автомашинами, которые периодически моют. Получаемая в результате сжигания помёта зола богата фосфором и калием продаётся в качестве удобрения. Стоимость проекта 150 млн. евро. Это крупнейший в мире завод такого рода. Он создан в результате совместных усилий скооперированных хозяйств и ряда фирм. Были решены две важные задачи. Во-первых, проблема переработки значительных объёмов отходов – источников выброса парниковых газов и токсического загрязнения грунтовых вод (уважает своё здоровье голландец!). Во-вторых, сокращена потребность в импорте топлива для производства энергии. Не обошлось без государственного содействия.
В Китае рядом с фермой, содержащей 3 млн. кур организована ежедневная переработка 220 тн. помёта и 170 тн. сточных вод для производства биогаза, на базе чего за год генерируется 14600 МВт-ч. электроэнергии.
В провинции Альберта (Канада) 36000тн. навоза, получаемого за год от 36000 коров, используют для генерации до 3 МВт электрической мощности, что достаточно для собственных нужд установки и 2000 частных домов.
В Индии в 2007 году пущен первый демонстрационный завод по переработке 235 тн. навоза в сутки, получаемого от 1400 голов крупного молочного рогатого скота. По проекту ряда мировых фирм из навоза получают чистый биометан, сжигаемый в дизельгенераторной установке с когенерацией 1 МВт электроэнергии и горячей воды. Часть энергии используется для собственных нужд завода, а избыток направляется в энергосистему района. Зола используется в качестве удобрения.
В ряде стран эксплуатируются установки, генерирующие 100 и выше кВт электроэнергии для более мелких ферм. Наряду с производством биогаза в установках анаэробного сбраживания, используемого на месте, практикуется (например, в Германии) технология получения более калорийного с высоким содержанием метана газа, излишки которого, направляются с места производства в магистральный трубопровод природного газа. Ведущие эксперты США подсчитали, что только в результате переработки всего навоза крупного рогатого скота может быть получено от 2,4 до 3% всей генерируемой электроэнергии в стране в дополнение к экологическим благам. Это разжигает интерес к получению энергии из биомасс разного вида.
Если побродить по «ароматным» полям окраин животноводческих ферм нашей страны, где из года в год размещается навоз, нетрудно убедиться в том, что экономия собственных энергоресурсов, не говоря уже об экологической безопасности, мало кого беспокоит. Сомневающимся читателям рекомендуем обратиться к веб-сайтам ответственных за энергетику и экологию правительственных ведомств.
Аркадий Розинский
Фото: Михаил Фейгин