Разделы


»Телеграм-каналГруппа

пятница, 3 июня 2011 г.

Противостояние министров


Мы  стали свидетелями принципиального противостояния членов правительства в споре о том, создавать ли в Ашкелоне вторую угольную электростанцию. Главные аргументы министра инфраструктуры, г-на Ландау, состоят в том, что в стране возник дефицит электрических мощностей и было уже принято решение о её строительстве. Руководитель министерства охраны окружающей среды г-н Эрдан протестует против развития угольной энергетики в связи с наносимым ею существенным экологическим ущербом и наличием альтернативных  решений возникшей проблемы.

      Аналогичное противоборство состоялось свыше 10 лет  тому назад, но с участием других действующих  лиц в качестве министров. Тогда при решительной поддержке общественности и даже зарубежных экологических организаций строительство угольной станции не состоялось. Временно выручил импорт египетского природного газа.

     Пять  приморских станций электрической мощностью свыше 10000 МВт, сжигая преимущественно уголь и нефтепродукты на относительно ограниченном участке побережья самого густонаселённого района центра страны, оказывают интенсивное влияние на среду обитания. И дело не только в газовых выбросах, содержащих высоко токсичные загрязнители и ветровом уносе угольной пыли и золы, вокруг которых идёт жёсткая дискуссия. Почти в два раза большая мощность, выраженная в тепловых единицах, отводится через конденсаторы паровых турбин в прибрежную морскую воду. Такова природа топливных технологий прошлого века. На выходе конденсаторов температура охлаждающей морской воды на 10-12º С выше той, с которой она поступает. Установлено (например, в США), что аналогичное воздействие вызвало массовую гибель коралловых рифов и рыб, в том числе промысловых в морском заливе, на берегу которого находятся топливные электростанции.


     Угольные  электростанции отличает высокая водоёмкость. В настоящее время обращает на себя внимание расход пресной воды на технологические нужды станции. Высоки также расходы электроэнергии на собственные нужды станции, такие, как разгрузка судов, транспортировка и складирование угля, его размол до уровня пыли, очистка уходящих газов котлов. Дымовые трубы ашкелонской электростанции высотой 300 метров не предотвращают проникновение уходящих газов в прилегающий район северного Негева, расположенный на  уровне  их верхнего среза.

     Сторонники  угольной энергетики аргументируют  свою позицию тем, что разработаны  новые прогрессивные технологии выработки электроэнергии, например, с использованием газификация угля, комбинированных циклов, сверхвысоких параметров энергетического пара и улучшенной газоочистки. Действительно, такие разработки ведутся, например, в США. Но опытные установки находятся ещё в стадии испытаний. Примем во внимание, что усилия такого рода  прилагаются в странах, располагающих солидными месторождениями угля. Мы же импортируем его из стран, удалённых за тысячи миль от нас и платим столько, сколько диктует рынок.

     Аргументы сторонников топливной энергетики можно понять. Накоплен опыт работы, да и создание новой станции не сопряжено с проблемами, так как подрядчики, готовы создать и сдать под ключ станцию без особой «головной боли» заказчика и даже облегчить финансирование проекта. Как ни странно на протяжении ряда лет в качестве альтернативы угольной правительство вне зависимости от состава неоднократно предлагает создать атомную электростанцию. И это несмотря на  все известные серьёзные минусы, связанные с геополитической обстановкой в регионе, вероятностью землетрясений, не говоря уже о щекотливых обстоятельствах инспекции со стороны международного атомного агентства. Хотелось бы напомнить, что для выработки 1 КВт-ч эта станция расходует в два раза больше воды, чем угольная., а это чувствительно в северном  Негеве, где предполагается её разместить.

     Объявленная мощность каждой из них – 500 МВт, т. е. 5% от общей мощности энергосистемы сегодня. С учётом имеющегося  дефицита и при ежегодном 5 %-ном росте потребления электроэнергии этой мощности маловато на ближайшие 15-20 лет. Нужно принять во внимание, что в нынешней ситуации невозможно ждать несколько лет пока какая-либо из них вступит в работу.

     Израильская электрическая компания не накопила средств для наращивания мощности, и длительное время намеревалась с этой целью поднять тариф на отпускаемую электроэнергию. Сейчас во время международного кризиса получить кредит непросто.

       Первый мировой энергетический кризис 70-х г.г. вызвал к жизни в странах- потребителях ископаемого топлива неиссякающий по сей день интерес к поиску и освоению источников и технологий получения альтернативных видов энергии. Учёные и инициативные люди нашей страны с особым рвением включились в гонку за энергетическую независимость и, как выяснилось вскоре, защиту от политического шантажа и экономической экспансии стран-поставщиков топлива. Эти усилия увенчались успехом. Только в Израиле 90% жилых домов оснащены солнечными коллекторами для нагрева воды. Этим, увы, ограничилось массовое использование солнечной энергии.

     Созданная на средства иностранного капитала израильская фирма  «Луз» разработала революционную технологию преобразования солнечной радиации в электроэнергию, создала экспериментальный завод в Иерусалиме для изготовления преобразователей и испытательный центр-полигон в Сде-Бокере. Далее, за 10 лет совместно с американскими фирмами были разработаны проекты, произведены монтаж и успешные испытания в Калифорнии первых 9-ти солнечных электростанций в мире общей мощностью свыше 350 МВт. Почти 20 лет они успешно действуют и совершенствуются. За последние 10 лет в этом и других штатах США реализуются проекты аналогичных и устроенных по иным технологиям станций. Всего в мире их уже десятки. Не только в развитых странах (США, Германия,  Испания), но и развивающихся (Китай, Индия и др.) и даже полных нефтью и газом странах ближнего востока.

     В Израиле солнечную энергетику после первых восторгов по поводу факта её рождения приняли с нескрываемым скепсисом. Официальный, на уровне власти, основывался на дороговизне технологии, высокой стоимости киловатт-часа и…страхе перед трудностями широкомасштабного применения. Негативное отношение «топливных энергетиков», было вызвано, скорее всего, конкурентным  страхом и привело к стремлению «потянуть время». Итог – крах фирмы «Луз» и отрасли промышленной технологии, выводившей страну в мировые лидеры. Через несколько лет в Израиле была создана фирма «Солель», иностранные основатели которой за бесценок скупили научно-технический фонд фирмы «Луз». Не получив заказов в Израиле, она вышла на мировой рынок (США, Испания и др.). Недавно немецкая фирма «Сименс» купила её за 418 млн. долларов, взяв на себя финансирование проектов, их материализацию и сдачу объектов под ключ. Находящейся в Израиле фирме «СОЛЕЛЬ» остаётся разработка новых идей…

     Последовала серия ошеломляющих сделок такого же рода. Стоит упомянуть главные из них.  Германский производитель  оборудования для солнечной энергетики «СОЛОН» вошёл на израильский рынок через сотрудничество с фирмой «Претиум», занимающейся возобновляемыми источниками энергии. Американская фирма «Дженерал Электрик» объединила свои усилия с фирмой «СоларЕддже» и вкладывает 23 млн. долларов под проекты в Израиле.

     На  первом этапе (1980-2000 г.г.) шла серия  проектов крупных солнечных электростанций, технология которых основывалась на выработке электроэнергии в конце цикла в паросиловых установках, где рост мощности снижает стоимость энергии.

     Но в последней декаде прошлого века начала развиваться новая технология прямого преобразования солнечной энергии в электрическую  с помощью плоских фотовольтных ячеек. Простота конструкции, низкая материалоёмкость, возможность придания преобразователям различных форм, исполнение в виде жёстких плоских плит и даже тонкоплёночных рулонов, отсутствие движущихся механизмов и потребности в воде открыли широкий простор применения революционной технологии. Спрос на них в мире опережает его удовлетворение, особенно, после достижения стоимости на уровне 1 доллара за 1 ватт мощности. Этому способствует универсальная возможность использования технологии - от создания микроисточников электроэнергии для различной аппаратуры до микроэлектростанций на крышах, стенах и окнах зданий, а также солнечных полей на земле, как это сделано на электростанции в Испании мощностью 25 МВт. Стало возможным совместить производство и потребление электроэнергии на обширной территории стран и отказаться от подключения отдалённых районов к централизованной энергосистеме.

     Подключение индивидуальных солнечных электростанций, к государственной энергосистеме, позволяет передавать ей излишки энегии в дневное время, когда потребление её в стране максимальное, и отводить её ночью при спаде нагрузки.

     Недавно в Негеве были продемонстрированы новые эффективные израильские технологии выработки солнечной электроэнергии, обратившие на себя внимание энергетиков мира. Как и прежде их коммерциализация у себя в стране проблематична и, скорее всего, её возьмут на себя зарубежные инвеститоры, а получат они распространение в других странах. По подсчётам специалистов  10-15% пустующих территорий Негева достаточны для удовлетворения львиной доли потребности страны в электроэнергии. Недаром консорциум европейских стран по инициативе фирмы «Сименс» берётся создать на территории пустынь северной Африки систему генерации солнечной энергии для передачи её кабелем через Средиземное море в Европу. Там считать затраты и выгоды умеют! Германия сегодня занимает ведущее место в мире в области использования солнечной энергии, несмотря на скромное число ясных дней в году и невысокий уровень солнечной радиации у себя.

     Одна  из неизбежных альтернатив развития нашей энергетики заключается в  переработке твёрдых и жидких промышленных и бытовых отходов, поскольку невозможно дальше погружаться в экологическую яму. Десятки лет мы сваливали миллионы тонн твёрдых отходов в Хирие, создавая гору  высотой 86 метров, от злого воздействия которой невозможно ещё избавиться. Сейчас закапываем ежегодно в могильники Дудаим многие миллионы тонн, расширяя их площадь за счёт дефицитной земли над подземными источниками питьевой воды. Но в наши дни из муниципальных отходов за вычетом того, что выгодно отсортировать и утилизировать, можно с помощью технологии плазменной газификации получать электроэнергию или жидкое топливо, как это делается в увеличивающемся числе стран. Эта технология позволяет получать 1000-1200 кВт-ч электроэнергии  или 120-135 литров этанола на тонну отходов.

     Сообщение о недавнем открытии первой в Израиле электростанции, ежедневно перерабатывающей 600 тонн навоза и других органических отходов от 12 тыс.молочных коров, которая будет генерировать к концу этого года 2,0-2,4 МВт, стало сенсацией. Завод Тамбур Хефер находится недалеко от Хадеры. Кооперативное общество ставило перед собой задачи: сократить объём загрязняющих веществ и производить электроэнергию, которая за вычетом собственных нужд (20%) будет продаваться в энергосеть.Специалисты оценивают годовой объём навоза, генерируемого животноводством и птицеводством страны величиной порядка 8000 тонн.

     Зарубежный  опыт показывает, что выработка электроэнергии за счёт переработки осадка сточных вод может существенно снизить  расходы на их очистку и перекачку.

     Недавно открытое у нас газовое месторождение  – национальный золотой запас, тратить который на производство электроэнергии нужно, но…наряду с использованием прочих источников, в том числе тотальной её экономии в быту и производстве по примеру цивилизованных стран, где этот резерв составляет 10-20% от уровня прежнего потребления. Но, прежде всего, положено иметь энергетическую и экологическую программы и соответствующее им законодательство.  


Аркадий Розинский
Фото: министерство инфраструктуры

Комментариев нет:

Отправить комментарий