Разделы


»Телеграм-каналГруппа

вторник, 10 января 2012 г.

«Бог» Вуди Аллена


Если вы хотите, чтобы Бог рассмеялся, расскажите ему о своих планах.
Вуди Аллен

В середине марта в Израиле пройдут гастроли театра Моссовета со спектаклем «Бог» по пьесе Вуди Аллена. «Бог» от безбожника и интеллектуала, предлагавшего насмешить Господа, рассказав ему о своих планах, а на деле рассмешившего весь мир, воплотив свои мечты в реальность. Вуди Аллен  пример современного интеллектуала, знаток литературы и кинематографа, джазовый кларнетист, критик, сценарист и весьма успешный драматург, чьи пьесы шли на Бродвее еще в 60-е годы.

Аллен заслужил признание публики и своими остроумными комедиями, содержащими элементы абсурда и сатиры, и психологическими драмами, созданными не без влияния творчества Ингмара Бергмана. На стыке этих двух жанров, Аллен создал новый жанр  «интеллектуальную комедию», ярким образцом которой стала и его пьеса «Бог».


Вуди Аллен  гуру жанра интеллектуальной комедии, шутник-пародист со стажем, карикатура в первую очередь на самого себя. Измученный жизнью, семьей, фобиями и Фрейдом интеллектуал  его любимый образ и в кино, и пьесах, и в текстах. Вопреки народной мудрости он предпочитает смеяться первым. Чувство юмора у Аллена  черта врожденная, а не приобретенная, так что трудно даже представить, когда мир услышал первые шутки от знаменитого комедиографа. Вуди Аллен начал шутить гораздо раньше, чем снимать кино, хотя и позже, чем родился в приличной семье у папы-ювелира и мамы-бухгалтера. Одно можно сказать точно: уже к шестнадцати годам юный Аллен Стюарт Кенигсберг выступал на сцене кабаре с юмористической программой, сочинял сюжеты для скетчей на телевизионных шоу популярных американских комиков  Боба Хоупа и Бадди Хэккета  и писал пьесы для бродвейских театров. Именно в ту пору и родился на свет известный Вуди Аллен (псевдоним он взял в честь джазового кларнетиста Вуди Хермана), использующий до сих пор грубоватый юмор, резкую сатиру и комедию абсурда.

За свою литературную карьеру Аллен выпустил четыре сборника рассказов и пьес  «Сводя счёты» (1971), «Без перьев» (1975), «Побочные эффекты» (1980) и «Чистая анархия» (2007). Фильмы Вуди Аллен появляются на широком экране с завидным постоянством, но при этом его творения не так часто можно увидеть на сцене театра. Но стоит знать, что еще в 1966 году его пьеса «Не пейте эту воду», премьера которой состоялась 17 ноября 1966 года, сделала его одним из самых удачливых драматургов на Бродвее, выдержав впоследствии 600 представлений. Следующим бродвейским хитом Вуди Аллена стала пьеса «Сыграй это снова, Сэм», в которой он сам появлялся на сцене театра вместе с Дайаной Китон и Энтони Робертсом. Эта пьеса была выдвинута на театральную премию «Тони» 1969 года в различных номинациях. В 1970-х Аллен написал несколько одноактных пьес, наиболее примечательные из которых  «Бог» и «Смерть», вошедшие в сборник «Без перьев». В 1981 году на Бродвее был поставлен спектакль по пьесе Аллена «Свет плавучего маяка», который имел успех у критиков. После долгого перерыва Аллен вернулся в театр в 1995 году с одноактной пьесой «Централ Вест Парк». В 2003 году Аллен поставил по двум своим пьесам («Олд Сэйбрук» и «Риверсайд Драйв») спектакль «Уголок Автора».

Его юмор гипертрофирован, его тексты становятся притчей. «Я царь  я раб, я червь  я бог!», говорят, прихлебывая вино, древние греки из его комедии. Любимая тема Вуди Аллена: взаимоотношения с Богом. Учитывая, что в одном из его рассказов детектив по имени Кайзер безуспешно ищет Бога (безуспешно  потому что того убивают в процессе поисков), а первом же рассказе Иов ловит Всевышнего за шею и призывает к ответу, отношения эти интимные, хотя и чрезвычайно запутанные. Общий же «Бог» Вуди Аллена и московского режиссера Виктора Шамирова не придерживается оптимистичного взгляда на вещи. Он является залу, чтобы попросить прощения за несовершенство мира в целом и каждой отдельно взятой жизни в частности. Бог Аллена и Шамирова  раскаивающийся.

«Я завидую тем, кто верит в бога,  говорит Вуди Аллен.  Сам я ни во что не верю. Это заложено генетически: либо есть вера, либо ее нет. Наверное, для интеллектуала искусство  и есть религия. Если веришь в него, то становишься бессмертным».

Аллен ироничен и самоироничен. Он всему на свете знает цену. Даже себе самому. Даже Богу и пьесам о нем. За что зрители любят Вуди Аллена? В первую очередь за свободу, которой он одарил. Аллен объяснил, что на свете нет запретных тем. Хотите поговорить о сексе  пожалуйста, о евреях  на здоровье. Хотите высмеять католиков, кришнаитов и феминисток? Смелее Политкорректный западный интеллектуал наложил множество табу. Вуди Аллен их отменил. Он вернул право говорить вслух то, что думают, думают о театре и о Боге.

Московский Академический театр имени Моссовета.

Вуди Аллен. Бог

Режиссер-постановщик  Виктор Шамиров
В ролях: Гоша Куценко, Александр Яцко, Яна Львова, Валерий Яременко, Нина Коновалова, Павел Савинков, Виктор Шамиров
Хайфа, зал «Аудиториум», четверг, 15 марта, 20.00
Беэр-Шева, Центр сценических искусств, пятница, 16 марта, 20.00
Тель-Авив, театр «Гешер»  зал «Нога», суббота, 17 марта, 20.00; воскресенье, 18 марта, 20.00

Фото предоставлено пресс-службой театра имени Моссовета

Комментариев нет:

Отправить комментарий

outbrain