Фото: Михаил Фейгин |
Сегодня, когда выборы уже объявлены, этот документ приобрел особое значение. Глава НДИ оказался первым среди лидеров входящих в парламент партий, который объявил о своих целях, путях их достижения и мотивах выбора до того, как «звонок на выборы» прозвенел для всех. У нас есть возможность разобраться, к чему стремится хотя бы один из претендентов на наши голоса. Итак...
Никто ничего не отдает
«Манифест Либермана» уже опубликован полностью – на иврите и на русском языке. Но вряд ли у него нашлось столько же читателей, сколько у газетной публикации, вызвавшей столь широкий резонанс. А если судить по откликам в СМИ и социальных сетях, многие из тех, кто поспешил поделиться своим мнением (а значит, имеющих его), не читали дальше заголовка.
Заголовок же на первой полосе в «Едиот ахронот» был – «Мирный план Либермана». Дальше у нечитавших пошло домысливание: раз «мирный план» - значит, отдача территорий, значит, спеши писать о том, как Либерман пошел налево. Ну, наконец-то!
Заголовки в газете (пуще того – в Интернете) – это вывеска, а не прилавок. Они - для того, чтобы выбрать, что читать, но не вместо того, что читать. Я внимательно прочел весь обширный текст «манифеста». И не нашел в нем ни строки, где бы говорилось о том, что ради примирения с палестинцами надо отдать им территории и что отдача территорий – непременное и главное условие мира.
Речь там идет как раз о другом. О прямо противоположном.
Либерман утверждает, что надо раз и навсегда отбросить старую и абсолютно не оправдавшую себя формулу «территории в обмен на мир». По его определению, диагноз был поставлен неправильно, потому и лечение застарелой болезни оказалось неэффективным. «Повторение предыдущих попыток, строящееся на том же ошибочном диагнозе, - подчеркивает он, - обречено на такой же провал».
Что же вместо?
В «манифесте», который станет основой политической программы НДИ, Либерман обосновывает концепцию, которую уже излагал ранее, в том числе в интервью «Вестям», которое было опубликовано накануне праздника Рош ха-Шана. Суть ее в следующем.
Проблема взаимоотношений с палестинцами не имеет решения, если пытаться решить ее изолированно. Конфликт у нас региональный – с арабским миром. И решать его надо в рамках общерегионального урегулирования, в трех направлениях: умеренные арабские страны; палестинцы; израильские арабы.
Насколько реальна эта формула?
Палестинцы: не решение, но проблема
В отношении палестинцев реальность ее подтверждается тем, что все иные способы достичь урегулирования с ними оказывались нереальными.
На протяжении многих лет разные руководители страны, в том числе из левого лагеря, предлагали им максимум того, на что мог пойти Израиль. Они отказывались, требуя большего.
«Кроме того, что эта формула раз за разом доказывала свою несостоятельность, - пишет Либерман, - она вредоносна еще и потому, что создает у палестинцев иллюзию собственной значимости и, соответственно, приводит к непомерному росту их претензий, а также снижает и даже сводит к нулю их готовность к компромиссам».
Вот пример, приведенный недавно главой МИДа на одном форуме. Он предложил представить, что будет, если Израиль вдруг пойдет вообще на все требования палестинцев – лишь бы заключить соглашение. Тогда за «зеленой чертой», зачастую в нескольких сотнях метров от израильских городов, появится от полутора до трех миллионов «беженцев», вернувшихся из Сирии, Ливана, других арабских стран. Воинственных, нищих, озлобленных. Кто их будет кормить, обеспечивать работой, жильем, водой, электричеством, топливом? Палестинская администрация, которая не в состоянии содержать и нынешнее свое население? Будет эта масса сидеть в своих анклавах тихо? Оставят ли Израиль в покое – и они, и международное сообщество, по-прежнему озабоченное их судьбой? Вопросы риторические.
Кроме того, – возвращаюсь к тексту «манифеста» - сепаратный договор с палестинцами никак не решит проблему нелояльности части израильских арабов и не улучшит отношений Израиля с арабскими странами. Все будет только хуже.
Значит, единственный выход – пакетная сделка.
Израильские арабы: придется определиться
В рамках этой сделки надлежит раз и навсегда решить проблему израильских арабов. Им надо определиться, гражданами какого государства они хотят быть – Израиля или палестинского государственного образования.
В принципе Либерман предлагает израильским арабам вести себя... по-еврейски. «Поскольку у нас, евреев, - пишет он, - накоплен огромный опыт лояльности государствам, в которых нам приходилось проживать, мы имеем полное право требовать такого же отношения к нашему государству со стороны живущих с нами граждан других национальностей».
Те, кто выберет Израиль, должны обладать всеми правами граждан еврейского государства, но и выполнять все обязанности, возложенные на граждан страны. Тем, кому это не подходит, придется сменить гражданство.
Согласно его плану обмена территориями и населением, «арабские жители «арабского треугольника» и Вади-Ара – районов, непосредственно прилегающих к границе с нынешней ПА, - смогут стать гражданами палестинского государства, не выходя из дома». Арабы Яффо, Акко и других населенных пунктов, не желающие быть лояльными Израилю, должны будут сменить гражданство вместе с местожительством, и государство обеспечит им материальные стимулы.
Зачем нам это нужно?
Урегулирование с умеренными арабскими странами всегда выглядело пустыми мечтаниями. Но именно сегодняшняя ситуация в регионе делает эту мечту реальной. Потрясения «арабской весны» убедили страны региона, что вовсе не Израиль представляет для них главную угрозу и вовсе не палестинская проблема является ключевой для установления нормальных отношений с еврейским государством.
Министр иностранных дел со знанием предмета говорит о том, что контакты с арабскими режимами есть, они развиваются и с преодолением некоторых психологических и идеологических проблем это в конце концов может привести к урегулированию на Ближнем Востоке, а вслед за ним – к процветанию региона благодаря соединению арабских инвестиций и израильских технологий.
А без них ничего не будет.
Остается вопрос, который из текста «манифеста» не вытекает, однако у общественности возникает: «Первоочередная ли это проблема для нас? Зачем вообще нам лезть со своими мирными инициативами, когда из-за стольких попыток умиротворения Израиль лишь подвергался лишнему риску и взваливал на себя новые обязательства?»
Международная ситуация такова, что нас все равно в покое не оставят. Пока давление мирового сообщества, которое усиливается с каждым днем, сосредоточено на одном направлении – палестинском и на одной схеме – отдаче территорий, Израиль оказывается в положении изгоя. Нам не обойтись без собственных мирных инициатив. И инициатива, предложенная Либерманом и его партией, похоже, несет больше выгод, чем угроз.
Нам важно знать это сейчас, в преддверии внеочередных выборов. Опыт подсказывает: те претенденты на наши голоса, которые не раскрывают своих планов на мирное урегулирование, а обещают лишь скорое всеобщее благоденствие, придя к власти, приступают именно к замирению с палестинцами, забывая о социальных обязательствах. Авигдор Либерман же выложил свои карты по главному вопросу, и это заслуживает внимания и уважения.
Лазарь Данович, Вести
Комментариев нет:
Отправить комментарий