Фото: PR |
Все мы, театралы,
Спешим, чуть вечер, в залы,
Служить искусству – выше счастья нет!
«Да здравствует любовь», она же «Княгиня чардаша», она же «Сильва», она же «Дитя шантана», она же, наконец, «Королева чардаша» - как бы ни называть ее, это бесспорно оперетта номер один всех времен и народов. «Сильва» и другие оперетты Имре Кальман не сходят с афиш уже более века и продолжают дарить людям праздник и радость.
В конце 1913 года либреттисты Бела Йенбах и Лео Штайн предложили переехавшему в Вену 31-летнему Имре Кальману сюжет оперетты под названием «Да здравствует любовь!» («Es lebe die Liebe»). Пьеса эта, при соответствующей музыке, должна была соединить в себе все лучшее из того, что уже внес в жанр Легар и что уже успел сделать Кальман. Первоначальное название не оставляло сомнений в том, что только любовь будет властвовать на сцене, только любовь будет звучать в музыке, только любовь будет в мыслях и поступках героев оперетты.
В процессе работы композитор переименовал оперетту в «Княгиню чардаша». Название «Княгиня чардаша» придумала Паула Дворжак, подруга Кальмана, с которой он познакомился в венском кафе. И вот - в ноябре 1915 года пробил звездный час Кальмана: в венском «Иоганн Штраус Театре» состоялась триумфальная премьера его «Княгини чардаша». Страстные любовные дуэты Сильвы и Эдвина заглушали залпы Первой мировой войны. Прекрасная, взбалмошная, капризная, но искренняя Сильва Вареску доказала силу любви и музыки.
Толпы венцев штурмовали театральные кассы, зрители плакали и бешено аплодировали. Ничего подобного не было со времен «Летучей мыши» Штрауса. Казалось, что страстные любовные мелодии главных героев заглушают залпы пушек. «Сильву» ставили в театрах по обе стороны фронта. Вена пала к ногам композитора. И не только Вена - театры всех европейских столиц включили оперетту в свой репертуар, прошла она и по городам Америки. На музыкальном небосклоне взошла новая звезда.
«Сильва» стала высшей точкой творчества Кальмана. Интересно, что на следующий день после премьеры венские критики писали: «Кальман всегда стоит одной ногой на венгерской гамме, другой – на танцевальной почве, из которой вырастает венский вальс. На этот раз музыка особенно удалась ему – красивая и элегантная, чувствительная и пламенная. Всё в его музыке имеет свой колорит, причем правильно выбранный, подходящий к ситуации и тексту». При всем этом Кальман остался прежде всего венгерским композитором, основоположником и создателем собственно венгерской оперетты. «Венским космополитом» его не назвал бы никто. Кальман удивительно умел органически сплавлять новые музыкальные краски с родными ему венгерскими мелодиями и венским вальсом. Почти все танцевальные ритмы Европы и Америки обогатили партитуры оперетт Кальмана, и при этом оперетты Кальмана наполнены мелодиями чардаша, победно шествующего по странам с его легкой руки. Неудивительно, что в год столетия «Сильвы» эту оперетту поют именно на венгерском языке и именно из Будапешта, с родины Кальмана (не случайно памятник Кальману в Будапеште установлен рядом с Театром Оперетты и не случайно именно в Будапеште в феврале 1908 года состоялась премьера первой оперетты Имре Кальмана "Осенние маневры"), в ближайшем апреле в Израиль приезжает на гастроли Театр Оперетты DAMA DIVA Operetta Company BUDAPEST.
Вряд ли найдется хоть один человек, который остался бы равнодушным к музыке, звучащей во время исполнения оперетты. Жизнерадостная, искрящаяся, таящая в себе задор и веселье, порой перемежающаяся с легкой грустью, эта музыка на слуху у всех. Оперетта существует уже несколько веков под разными названиями - комическая опера, опера-буфф, опера-водевиль и до сих пор ведутся споры о том, что она собой представляет. Жанр оперетты не раз подвергался нападкам - ее начали бранить еще в 18-м веке, но мелодраматические love story оперетты и ее музыкальный язык всегда привлекали и привлекали публику, как и творчество Оффенбаха, Штрауса, Легара и Кальмана, как и мир сцены и кулис, показанный в «Княгине чардаша». Выдуманный, но переплетенный с реальностью мир, в котором есть искренность и недоразумения, наивная самоотверженность и мелкий обман, любовь, страсти и расставания. И великая музыка Кальмана, этот фейерверк с детства знакомых шлягеров, которую в Израиле исполнит будапештский оркестр Interoperetta, выступавший уже в 25 странах и солисты Театра оперетты DAMA DIVA Operetta Company BUDAPEST, впервые гастролирующего в Израиле, среди которых – незабываемая Эдит Ворос в роли Сильвы Вареску и самые крупные звёзды венгерской оперетты: Шандор Домошлаи, Золтан Кисс, Грета Гроф и другие. Театр Оперетты DAMA DIVA Operetta Company BUDAPEST с успехом выступал уже в 20 странах мира. Оркестром оперетты продирижирует Пал Фаркаш.
Театр оперетты DAMA DIVA Operetta Company BUDAPEST. «Сильва, или королева чардаша» в Израиле - с 5 по 17 апреля в Петах-Тикве, Иерусалиме, Реховоте, Ришон ле-Ционе, Беэр-Шеве, Ашдоде, Нетании, Хайфе и Кармиэле. Титры на иврите и на русском языке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий