А. Максимов высказывается в поддержку искренности взглядов главного автора фильма и ведущего В. Познера. "Фильм Познера - это взгляд. Взгляд уважаемого человека, который приехал в страну, попробовал в чем-то разобраться, что-то понять и поделился своим взглядом с другими... Если человек высказывает не близкую кому-то точку зрения - это еще вовсе не означает, что он что-то пропагандирует. Познер говорит то, что ему кажется правильным. Как человек, имеющий такую свою позицию. Имеет ли человек на нее право? Абсолютно".
Я хочу представить другой взгляд на авторский подход к " Еврейскому счастью".
Многосерийный фильм-путешествие об Израиле "Еврейское счастье" продолжает ставшую уже традиционной серию телепутешествий В. Познера при участии И. Урганта.
"Суждены нам благие порывы..." Фильм снят с пригашенным чувством восприятия увиденного, двойственным эмоциональным посылом. Это делает фильм безадресным. Для русскоязычных израильтян он легковесен и перегружен общеизвестными сюжетами и ошибочными сведениями. Для российских евреев и русскоязычных евреев, живущих в других странах, в фильме много сомнительных авторских рассуждений (и утверждений). Для не еврейского населения России, в большей части не питающих глубоких чувств симпатий к Израилю, в фильме много непривычных и нервирующих деталей еврейского быта...
Традиционно, когда слышишь "еврейское счастье", подразумевается проявление худшего из всех возможных вариантов. В фильме же автор предполагает, что такое название отражает некоторую долю оптимизма и иронии. Говоря о еврейских традициях В. Познер констатирует: "Мне это все чуждо совершенно". С таким отношением трудно снять фильм об Израиле, полном памятников и традиций разных времен и народов.
Последняя серия фильма претенциозно названа "Что есть еврей". Я пытался вникнуть в рассказ ведущих, но кроме трапезы в шабат и приготовления с участием Урганта какого-то кошерного блюда с рыбой почти ничего не запомнилось.
Если бы авторы из 8 серий представили обширный "дайджест" из 4-5 серий, исключив нелепую заставку каждой серии с блужданием по пустыне с чемоданами (денег!? - так в фильме) и основной массив собственных рассуждений, вышло бы привлекательное путешествие, не уступающее по увлекательности путешествию по Америке. Если бы...
Нельзя не отметить, что во многих эпизодах камера, тепло и внимательно скользит по разным лицам и пейзажам. Медленно двигаясь, замирая или быстро проскакивая с одного на другое... Смотришь и постоянно переносишься со скоростью камеры. Сопоставляю ранее виденное и невиденное - со своим представлением. Картина большая, позволяющая соучаствовать в представляемой жизни... Тут есть за что похвалить коллектив авторов (тот самый желанный дайджест). Приятно музыкальное оформление, представленное композитором - дочерью Познера Е. Чемберджи.
Познер говорит: "Страна неоднозначная, разная во всем, кроме одного: она обожаема всеми, кто в ней живет". Эта мимоходом оброненная фраза многократно обрастает противопоставлениями. Кто эти "все" в восприятии автора? Задумываешься: где бочка меда, а где ложка дегтя? Счастье или несчастье создание еврейского государства? А может быть, это и есть еврейское счастье - создание еврейского государства Израиль? Разнополюсные участники интервью в фильме дали противоположные ответы. Земля обетованная или оккупированные территории... В авторской подаче вопрос остался открытым. Для выбранного названия определиться было необходимо. Невольно вспоминается анекдотический эпилог: или крест сними, или трусы одень...
Эренбург в 1922 году написал о евреях как соли земли. Соль необходима, она растворена в мире, но собирать всю соль на одной почве – значит сделать ее бесплодной. Д. Быков на встрече с израильтянами очень образно, но не бесконфликтно, освежил эту метафору. Он повторил, что евреи - соль земли, но вряд ли следует собирать всю соль в одной солонке.
Но еврейское государство есть. Оно поражает успехами и занимает в мировой табели о рангах по многим показателям место, явно превышающее доли по площади территории и численности населения. Многие из этих ярких сторон страны нашли отражение в фильме.
Чуть отдаляясь от нервных сомнений, упомяну несколько однозначно не понравившихся деталей.
- Должен ли еврей уметь торговаться? - задаются вопросом ведущие, входя на восточный базар. - Мне кажется, что это часть характера, - отвечает В. Познер. Большую часть одной из серий занимает обширный завтрак, заканчивающийся замечанием, что евреи любят есть, но не любят платить за угощение. При этом в каждом случае идет речь не о конкретных людях, а о евреях как общности.
Не интеллигентно паясничание по поводу записок в стене плача при фиглярском написании собственных писем Богу.
В беседах с религиозными деятелями и рассуждениях об ортодоксах фильм полон двусмысленностей, позволяющих каждому получить подтверждение своих взглядов. Для юдофобски настроенных зрителей много привлекательно звучащих сентенций арабских деятелей.
После посещения душераздирающего музея Яд ва-Шем - национального мемориала Катастрофы и Героизма - задается вопрос: чувствуете ли себя евреем?
- Нет, только сочувствую погибшим.... - с философской рассудительностью и оговорками продолжает рассуждение ведущий.
(Извиняюсь за возможно не дословную точность цитат. Я привожу их по памяти после просмотра).
Невольно в качестве четкой позиции вспоминаются слова Е. Евтушенко из некогда набатно прозвучавшего "Бабьего Яра":
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас —
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне — следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус —
это я.
Познер, упоминает Второй храм, построенный, по его мнению, при Ироде. В действительности он был построен на 500 лет раньше под надзором Зоровавеля, потомка царя Давида и первосвященника. Храм просуществовал до Ирода Великого с 516 до 20 гг. до НЭ.
Шоковое впечатление произвели замечания Познера о невозможности понять, как евреи, находящиеся во власти фашистских извергов, покорно нашивали на одежду желтые магендовиды и без борьбы шли к собственным могилам.
Возвращаясь к теме искренности В. Познера в показе израильской жизни и Израиля, хочу пересказать давний эпизод журналистской работы В. Познера, врезавшийся в мою память. В начале 90-х годов в ток-шоу Донахью на американском телевидении В. Познер рассказывал о жизни в России, отвечал на вопросы американцев. Пожилая женщина спросила Познера правда ли, что русские люди голодают, что они не могут купить в магазинах самого необходимого. На мгновение театрально задумавшись, Познер сказал, что чем выслушивать долгие пояснения, он лучше покажет небольшой видео сюжет. Были показаны высокие застекленные прилавки, каких в Америке нет уже несколько десятков лет, заполненные колбасами, мясной кулинарией и сырами. У каждого продукта два ценника - в рублях с цифрами с многими нулями и в "условных единицах": 3-5 у.е. на колбасах, 2-3 у.е. на сырах. Познер пояснил, что меньшие цифры примерно соответствуют цене в долларах. "Посмотрите, - сказал Познер,- не правда ли знакомые цифры". По аудитории прошел успокоенный одобрительный гул. И тут, как профессионал фокусник, Познер добивает аудиторию: "Обратите внимание: это цены не за фунт, как в Америке, а за килограмм, т.е. более чем за два фунта". И с видом победителя перешел к следующему вопросу, ни слова не сказав о несоизмеримости доходов. Я особенно подробно пересказал этот сюжет, потому что уже много лет во мне живет протест против такого метода общения со зрителем. Такой жульнический профессионализм - не частое явление, экстра класс и случайностью быть не может. Такой бывает познеровская правда и познеровская искренность.
"Жив Курилка". Не утратил формы за многие годы и в изменяющемся времени. А.С. Пушкин в эпиграмме на одного из одиозных журналистов написал:
Как! жив еще Курилка журналист?
— Живёхонек!..
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. — Да... плюнуть на него.
Когда-то Л. Толстой, ознакомившись с работой писателя и русско-еврейского публициста Ф.Б. Геца "Что такое еврейство" (СПб,1885), записал в дневнике: "Какое отвратительное дело имярекфильство. Я сочувствовал евреям, прочтя это - стали противны". Чудится мне, что значительная часть не еврейских зрителей после просмотра почувствуют возможность обоснования своего аналогичного отношения.
Немало побродив по Израилю, Познер на вопрос Урганта замечает: "Я ждал, что будут бабочки в животе, холодок внутри, но сказать, что у меня что-то в груди трепещет, — нет…»
Я начал свои рассуждения по поводу долгожданного фильма об Израиле фразой Некрасова: суждены нам благие порывы... Еще и еще раз перебирая впечатления, я прихожу к выводу, что не получил ответа об исходном наличии благих намерений. Остается сомнение, не является это многочасовое полотно воплощением заранее выбранной формы многоличия, стремлением потрафить и нашим и вашим. Тем более, что закаленный многолетней практикой обслуживания заказчика, пропаганды через новостную информации автор, возможно, стопроцентно успешно решил поставленную задачу...
Увидеть все глазами Познера, это воистину еврейское счастье в традиционном понятии...
Завершают фильм слова В. Познера: "Я говорю - до свидания. Все же с грустью. Возможно, это передалось и вам". Именно так: с грустью обманутых надежд...
Лазарь Фрейдгейм
Позднер приспособленец. Как Кобзон всегда угоден. 30 лет на экране. Не порядочный человек. Имея 2 или3 гражданства можно быть честнее. Ургант просто деньги делает.
ОтветитьУдалить