Фото: Ирина Гладунко. Предоставлено компанией Rest International |
Гёте утверждал в «Разговорах с Эккерманом», что всего в драматургии существует 36 сюжетов, описывающие все человеческое бытие. «Тридцать шесть драматических ситуаций» - так называется книга французского театроведа Жоржа Польти, посвященная доказательству того, что все драматические произведения основываются на какой-либо из тридцати шести сюжетных коллизий. Столько же стандартных драматических сюжетов отмечал и Карло Гоцци - итальянский драматург. А на деле все сюжеты сводятся к одному – к сюжету о любви и семье. Если нет истории семейной, истории любовной в том или ином произведении - в театре, в кино или литературе – то оно не затронет душу, сферу чувственную. История без любви может быть интересной, но эмоции останутся к ней глухи. Людмила Улицкая всегда пишет о любви и всегда о семье. Так было и 28 лет назад, когда в 1988-м году она создала пьесу «Мой внук Вениамин» с расчетом, точнее с мечтой о том, что главную роль в спектакле по ней сыграет Лия Ахеджакова. И удивительно: это пьеса с подзаголовком «История одной семьи», хоть и ставилась ранее, почти 30 лет ждала своей Актрисы и мечта автора сбылась, когда в прошлом году за постановку взялась молодая режиссер Марфа Горвиц, лауреат «Золотой Маски».
Речь в этой пьесе идет именно о любви - о любви бабушки, которую Марсель Пруст называл самым сильным и самым возвышенным из человеческих чувств. О любви к тому, кто еще не родился – к образу, в который можно вложить все амбиции, характер, мечты, всю любовь, волю, характер. По сути, Лия Ахеджакова, играющая портниху Эсфирь Львовну– бабушку еще не рожденного внука Вениамина – Пигмалион, но Пигмалион, переживший множество бед и потерявший семью в Катастрофе. Можно ли об этом говорить с юмором? Да – если юмор теплый, человечный, не кусающийся. И тогда трагедия одного человека перерастет в теплую комедию, тогда жуткая история прошлого в настоящем обернется психологической мелодрамой и тогда чувства станут важнее разумного поведения.
У Людмилы Улицкой речь идет о любви к еще не родившемуся внуку Вениамину женщины, потерявшей первенца, родителей, друзей и родственников во время Катастрофы. На ее родине - в Бобруйске - было уничтожено практически все еврейское население. Семья и имена осталась только в воспоминаниях Эсфирь - потрясающей женщины, стойкого оловянного солдатика и фельдмаршала одновременно, и вместе с тем едва ли не карикатурного типажа, диктатора от любви, трогательной, деспотичной и жалкой. Она уже все просчитала, всё знает и потому ее сын должен жениться на подобранной ему невесте. Одно «но» - сын сбежал, а невеста беременна от другого. У Эсфирь – железная воля, но реальность не совпадает с задуманным. Что и хорошо – наполеоновские планы растворяются в домашнем уюте, эго амбиций тонет в хрустальной вазочке на кухне-клетушке.
Действие пьесы разворачивается в интерьере двух московских квартир – Эсфири и ее сестры Александры. На сцене - кухонный интерьер начала 1980-х. В неполные полгода действия пьесы успевает войти многое: свадьба и побег молодожена в Новосибирск, попытка самоубийства, беременность, ссоры и примирения. И путь познания каждого из персонажей в атмосфере этого спектакля, где нет места цинизму, а есть место надежде и любви.
В интервью изданию «Медуза» на вопрос журналистки Татьяны Ершовой, почему Лия Ахеджакова выбрала для своего последнего спектакля старую пьесу Улицкой «Мой внук Вениамин», актриса отвечает: «То, что пьесу написала Улицкая, - уже аргумент в пользу текста. И мне сейчас был важен именно этот выбор. Если бы я нашла какого-то другого соразмерного автора, но при этом остро отвечающего на запросы времени, я бы порадовалась. Я же должна искать роль, которая бы мне соответствовала, чтобы меня в ней что-то грело, слезы вызывало. Хорошая литература всем идет. Нет таких актеров, которые бы не хватались за хорошие тексты, за сильные характеры, сильные образы. Я давно носилась с этой пьесой, лет пять, предлагала ее ставить в «Современнике», но не получилось. Я пыталась в кино это осуществить, тоже ничего не вышло, не нашли деньги. Мне оставалось единственное - частный проект. Вместе с моим продюсером мы искали постановщика, говорили со многими молодыми режиссерами. Нашли Марфу Горвиц. Еще очень важная вещь, на которую я обращаю внимание: чтобы люди, занятые в спектакле, не были стенка на стенку, как в некоторых семьях. Но всем, кто занят в этом спектакле, очень легко, потому что мы одного поля ягоды. Марфа - человек, очень мне близкий по мировоззрению. Время действия пьесы - перед перестройкой, перед тем, как у нас появились надежды. Последнее дыхание, умирание совка, когда еще есть железный занавес. С тем временем перекликается история главных героинь - старые женщины, у которых в одночасье погибли все близкие в Бобруйске. Художник спектакля Вера Мартынова, с которой мы тоже друзья, - она из гнезда Дмитрия Крымова. Она показала эти крохотные кухоньки, которые куда ни зайди, одинаковые по всей стране, и железный занавес конца 1980-х».
Частная история в этом теплом благородном спектакле, где нежность сочетается с гротеском, смешное с трагичным, сюжет этого глубокого спектакля с наслоением смыслов, со многими темами – от Катастрофы до личных революций, в этом спектакле настоящей правды - стала нитью в истории общечеловеческой, в истории конфликта поколений, в истории надежд и реальности. В истории без ностальгии, в рассказе о любви.
Лия Ахеджакова в спектакле «Мой внук Вениамин» по пьесе Людмилы Улицкой
В ролях также заняты: заслуженная артистка России Александра Ислентьева; Надежда Лумпова; Глеб Пускепалис
Режиссер: Марфа Горвиц (лауреат премии «Золотая маска»). Художник - Вера Мартынова
Беэр-Шева, 15 ноября 2016, вторник, 19:30, Гейхал ха-Тарбут Гистадрута
Нетания, 16 ноября 2016, среда, 19:30, Гейхал ха-Тарбут
Кирьят-Хаим, 18 ноября 2016, пятница, 19:30, «Театрон ха-Цафон»
Петах-Тиква, 19 ноября 2016, суббота, 19:30 , Гейхал ха-Тарбут
Тель-Авив, 21 ноября 2016, понедельник, 19:30, Театр «Гешер», зал «Нога»
Организаторы гастролей проекта в Израиле: компания Rest International
Комментариев нет:
Отправить комментарий