Подготовка идейно образованных бойцов как кадрового резерва для Арафата началась в наших тюрьмах в 1994 году с учреждением Палестинской национальной администрации. До 2011 года мы их обучали заочно в Открытом университете. Де-факто это был некий закрытый проект израильского Управления тюрем, родного правительства (действия которого трудно назвать дальновидными и умными) и администрации ПА, вносящей плату за обучение и таким образом поощрявшей своих шахидов в тюрьме помимо помощи родне на воле. Интересно, что любимыми предметами у "заочников" были "сионизм" и "геноцид", а не физика или какая математика.
Среди других курсов был повышенный интерес к "Демократии и диктатуре", "Истории Ближнего Востока в новое время", "Введению в историю ислама", "От Сиона к Сионизму", "Первые десять лет Израиля" и пр. Врага детально изучали в лицо. В пору нежной любви между Бараком и Арафатом, в рамках различных обменов и соглашений выпускали их часто и досрочно. Один такой, высокопоставленный чиновник палестинского аналога МИДа, получивший 14-летний срок, как он выразился за беспорядки, встречал наш журналистский автобус на въезде в Газу. Сетовал, что ему не позволили поступить в Каирский университет, пришлось довольствоваться двумя степенями в Открытом. В тот момент, напомню, отличники боевой антисионистской подготовки даже подавали иски в суды, вплоть до БАГАЦа, требуя разрешить им поступать в более престижные для исламистов вузы.
Израильскому абитуриенту оставалось только завидовать альтернативной "палестинской системе образования". Тогда-то и выяснилось, что многие теракты таковыми не являлись. В том смысле, что многие палестинцы специально набрасывались с ножами на солдат ЦАХАЛа, несущих вахту на КПП с ножом не для того, чтобы кого-то ранить или убить, а для получения высшего образования …по направлению суда. Ну и хорошее питание, спортзал с тренажерами, различные развивающие кружки и секции, радио, телевизор, душевные беседы с психологами, непереполненные камеры.
Это я не для красного словца, года четыре назад дошло до того, что известные криминальные авторитеты: Рико Ширази с сыном Шаем, Франсуа Абутбуль, Йоси Мусали, Ицхак Зузиашвили, еще недавно взрывавшие друг друга, подали коллективный иск в административный суд Петах-Тиквы. Они требовали, чтобы условия их содержания приравняли к комфорту палестинских террористов в рамках борьбы за полное равенство. Тогда писалось: "Управление тюрем в растерянности. Ведь если суд удовлетворит это требование уголовников, в их камерах придется установить кабельное ТВ с десятками каналов, а заодно прикупить стереосистемы, соорудить полочку для фонотеки, увеличить количество свиданий с друзьями, разрешить покупать в тюремном киоске овощи и фрукты, создать в каждом блоке спортзал и сделать много чего другого, что недоступно для обычных заключенных, в частности, резко увеличить долю свежей баранины в рационе..." Действительно, несправедливо: парная баранина только для убийц евреев!
Честно говоря, не знаю, чем закончилась борьба криминальных авторитетов за свежие витамины и культурный досуг, но в 2011 году в ходе переговоров по Шалиту правительство пришло в себя и собственным постановлением прекратило практику получения высшего образования для террористов. 323 заочника с кровью на руках так и остались без диплома, если по выходу прослушанные курсы им не зачли где-нибудь в Рамалле или в Газе.
Оставшиеся сидеть дважды (в 2013 и 2015) подавали иски в БАГАЦ с требованием вернуть светлые времена. Аргументы в защиту тюремного образования были самые затейливые:левые организации подали в Верховный суд апелляцию с требованием пересмотреть решение или сделать исключение для тех заключенных, которые уже начали обучение. Получается, чем больше срок, тем больше шансов на докторат и пост-докторат? Довожу идею правозащитников до логического финала.
Судьи Верховного суда постановили, что, согласно закону, государство не обязано обеспечивать заключенным доступ к высшему образованию, управление тюрем имеет право ограничивать возможность заключенных сноситься с внешним миром, а тот факт, что уголовные заключенные не имеют возможность получать высшее образование, не является дискриминацией. Была принята позиция управления тюрем, согласно которой оплата высшего образования заключенным террористам является средством поощрения со стороны террористических организаций.
Юридический форум в лице адвоката Нафтали Варцбергера выразился жестче: "Необходимо провести четкое различие между лицами, осужденными за уголовные преступления и теми, кто ставил своей целью убийство израильских граждан. Государство обязано сделать все, чтобы лишить террористов возможности использовать тюремное заключения для получения дополнительных знаний, с помощью которых они смогут продолжать бороться против израильтян. Они и так нередко выходят из тюрьмы раньше времени, благодаря разного рода соглашениям".
Я не юрист, но моих друзей-юристов в этом деле кое-что смущает. Прежде всего позиция управления тюрем, склонившая чашу весов в пользу вердикта. Сегодня она одна, вполне нас устраивающая, а завтра на этой должности могут оказаться другие люди, иных взглядов, либо на них кто-то сверху сможет оказать давление в рамках каких-то международных соглашений и переговоров с палестинской стороной.
Постановление правительства, прекратившее практику получения высшего образования отбывающим срок за террор, пока работает. Но другой кабинет может его с легкостью отменить. Гипотетически сегодня можно предположить и досрочные выборы и даже, увы, победу лево-центристского лагеря. Никогда не зарекайтесь от сумы, тюрьмы и левого правительства.
Значит, нужен закон. Недавняя законодательная инициатива депутата Роберта Илатова (НДИ) была отложена министерской комиссией по законодательству. (Аналогичный закон Шарона Галя, напомню, благополучно прокатили в 2015 году). На этот раз против, что характерно, был министр внутренней безопасности Гилад Эрдан от "Ликуда". Казалось бы, уж кто, как не держатель портфеля министра полиции должен быть заинтересован в законодательной базе? Боюсь, ликудовский аппаратчик победил в нем полицейского. Пошла ревнивая борьба за рейтинги, интересы страны могут и подождать.
Леонид Луцкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий