Фото: Михаил Фейгин (иллюстрация) |
Немного меняются действующие лица, чуть переписываются роли, но суть происходящего почтеннейшей публике очевидна. Соблюдающие шабат владельцы бизнесов, особенно малых (кафе, рестораны, небольшие магазины) взывают к справедливости.
Они и без того страдают от диктата сетей, а за счет положенного иудею выходного окончательно теряют клиентов. Когда этих традиционных аргументов не хватает, хочется поквитаться «за слезы наших матерей» - несчастных продавщиц торговых центров, у которых брошены на произвол шабата дети и нет никакой возможности дать беспокойному мужу грудь.
О доплате за работу в субботу и предоставленном посреди недели выходном дне обычно не вспоминают.
Удивительно, но если надо, доказательная база не брезгует «опытом» католических и протестантских стран. Дескать, и там в воскресенье все закрыто. Представляете, приезжаете вы в какой-нибудь Брюгге или во Флоренцию и видите исключительно закрытые кафе, продуктовые магазины, лавки и пустые рынки.
Примерно такую перспективу ревнители шабата видят и для Тель-Авива, с его растущим день ото дня туристическим потоком.
Напомню, на жалобу соблюдающих шабат торговцев, БАГАЦ отреагировал в 2013 году, обязав тель-авивскую мэрию либо соблюдать закон о запрете на торговлю по субботам, либо отменить его. Тогда-то в 2014 году горсовет принял поправку к муниципальному закону в Тель-Авиве, разрешающую торговлю киоскам и продуктовым магазинам в трех зонах массового отдыха.
Зоны росли по мере их обживания горожанами и туристами. В настоящее время таковых бизнесов в деловой столице 160. На самом деле не так уж много. Магазины «AM:РМ», «Тив-Таам» с его небольшими городскими снифами, киоски. (Я проверял, скажем, на всю Сарону в шабат есть только один киоск, где можно купить сигареты и на Старой железнодорожной станции аналогично).
Дальше история напоминает любимое детское произведение «У попа была собака».
23 января вопрос опять изучает Верховный суд, рассматривая иск мэрии Тель-Авива против правительства, которое отказалось утвердить поправку к муниципальному подзаконному акту.
Правительство на утверждение не готово, потому что ему неизвестно как… продвигается объединение Тель-Авива с Бат-Ямом. Помилуйте, они десять лет будут объединяться.
Глава БАГАЦа Мирьям Наор назвала поведение правительства «пусканием пыли в глаза». Мэр Тель-Авива Рон Хульдаи высказался однозначно: «Правительство вновь увильнуло от того, чтобы принимать решение, даже в области, которая не находится в компетенции правительства. Оно должно было указать суду, что этот вопрос является муниципальным и передать его местному самоуправлению - как того требует закон».
На войне как на войне, в свою очередь руководители религиозных партий направляют грозное письмо премьер-министру, где решительно выступили против открытия бизнесов с разрешения муниципалитетов.
Ссориться с религиозными партиями Нетаниягу страшно, положение его в связи с полицейскими расследованиями сложное, поддержка ШАС и Яадут а-Тора нужна как воздух.
29 января правительство, наконец, решилось на соломоново решение: передать министру внутренних дел полномочия по регулированию работы бизнесов в субботу. «За» проголосовали все министры, «против» только министр обороны Авигдор Либерман. Он заметил, что «правительство совсем не случайно в течение двух последних лет не может решить данный вопрос, а Дери - уже пятый министр, который должен этим заниматься.
Кроме того комиссия гендиректоров министерств, которая решала проблему так и не пришла к согласию».
Ультраортодоксы могут торжествовать? Светские в самом светском городе потерпели сокрушительное поражение? Все намного сложнее и… проще. Дери, предполагают эксперты, будет тянуть резину, назначать повторные слушания, комиссии и, как у нас принято говорить, изучать вопрос.
Изменение статус-кво ударит по экономике Тель-Авива и по туризму. Не все в городе «нон-стоп» исключительно отдыхают, многие много работают и суббота для них единственный день, когда они успевают сделать недельную покупку. Реакция сетей «АМ:РМ» и «Тив-Таам» тоже интересна: «Мы выполним распоряжение правительства и оставим за собой право обжаловать его в законном порядке».
Премудрый Дери и ШАС – это не Яадут а-Тора. За сефардскую партию голосуют не только религиозные выходцы из восточных стран, но и достаточно светские, соблюдающие кашрут, но нередко пользующиеся услугами магазинов и киосков, открытых в субботу.
Однако, напомню, Дери был одним из авторов обращения ультрарелигиозных партий к Нетаниягу. Если ортодоксы выступят единым фронтом, он будет вынужден поддержать отмену поправки.
Отдавать решение на милость Арье Дери безусловно беспринципно и преступно. Наши министры из последних сил держатся за свои кресла, руководствуясь немудренным принципом: после нас хоть потоп.
Потоп - не потоп, но уж точно выборы. На которых светский избиратель, «напишет ваши имена». Точнее, постарается их забыть.
Леонид Луцкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий