Фото: Макс Лурье |
Нет сомнений, что этот спор затронул всю нашу русскоязычную общину. Так что, давайте разбираться. Тем более, что я в эфире пообещал нашим слушателям докопаться до истины.
Поэтому давайте обо всем, детально и по порядку, отбросив партийную политику и эмоции.
С начала этого года вступила в силу первая часть пенсионной реформы, рамки которой были определены коалиционным соглашением между Ликудом и НДИ.
Одним из важнейших пунктов этой части реформы было признание первых десяти лет трудового стажа в Израиле при начислении пособия по старости.
Напомню, что эффект почувствуют только те, у кого есть накопительная пенсия и нет социальной надбавки («ашламат-ахнаса»). Одиночка получит дополнительные 306 шекелей в месяц (3 672 шекеля в год), пара с одним работающим – 460 шекелей в месяц (5 520 шекелей в год), пара из двух работающих 612 шекелей в месяц (7 344 шекеля в год). Неплохо? Совсем.
Отчего же беседа в студии превратилась в настоящий скандал в прямом эфире? Понятно, что тема болезненная и очень важная для нашей общины. Но откуда взялась такая масса негативной энергии?
Триггер тоже предельно ясен: чиновники Минфина настояли на том, чтобы начисление десяти лет трудового стажа проводилось поэтапно. И сам процесс растянули на 4 года.
Суммы, указанные выше, будут актуальны только в 2020 году. А с января 2017 года наши пенсионеры получили прибавку от 31 до 38 шекелей в месяц. Следующее повышение по плану произойдет через 10 месяцев. И так далее.
Дьявол кроется в мелочах, простите за банальность. И 31 шекель в месяц были восприняты как явный провал и политическое очковтирательство. В социальных сетях даже возникла инициатива отправлять чеки на 31 шекель в Кнессет. И у нас в эфире был организатор этого – вполне легитимного – протеста Роман Лейдерман.
Если отбросить эмоции и партийную составляющую, то из беседы с г-ном Лейдерманом можно сделать следующие выводы.
Первое. 31 шекель в месяц для людей, проработавших в Израиле по 25 лет, это оскорбительная подачка, чем так, – лучше никак.
Второе – 306 шекелей в месяц на человека это вполне приемлемая сумма, только ее выплачивать нужно было сразу.
И третье. Речь идет о пожилых людях, растягивание выделенной помощи на 4 года аморально, ведь кто-то может не дожить до «светлого будущего».
Леонид Литинецкий, который был главным генератором и главной движущей силой, так называемой, пенсионной реформы НДИ, оказался в эпицентре критики. С другой стороны, не критикуют только тех, кто ничего не делает – второй раз простите за банальность.
Но в эфире нарушилась эта весьма хрупкая грань между критикой и нападками. Если отбросить все эмоции и политическую шелуху, то г-н Литинецкий ответил следующее.
Первое. Разработчики пенсионной реформы проверяли самые разные идеи и проекты, ломали голову, но не нашли другого, более оптимального решения проблемы тех, кто приехал в возрасте 45 лет и старше, проработал в Израиле 25 лет, выработал небольшую пенсию и был лишен социальной надбавки.
Иного способа, кроме как признать первые 10 лет стажа, что повысит на 20% пособие по старости, не существует.
Второе. Идея «растягивания удовольствия» на 4 года очень не понравилась переговорщикам от НДИ, они всеми силами пытались от нее отбиться, понимая, что, в конечном итоге, винить во всем будут только их, но Минфин оказался сильнее.
Чиновники поставили ультиматум: или так, или никак вообще. Словом, пришлось соглашаться на этот компромисс, который ни в коем случае не следует воспринимать, как провальность всей реформы.
Вот уж воистину, дьявол в мелочах…
Идем дальше. Президент общественного движения за права пожилых новых репатриантов «Хазит ха-кавод» («За достойное будущее») Александр Берман заявил, что признание первых десяти лет стажа было сделано за счет «самых обездоленных».
На исходе субботы было обнародовано открытое письмо правления «Хазит ха-кавод» на имя министра финансов Моше Кахлона, поэтому лучше всего проиллюстрировать позицию г-на Бермана выдержками из этого документа:
«Минфин в последние годы прилагает усилия для того, чтобы улучшить материальное положение 200 тысяч пожилых граждан страны, живущих ниже черты бедности.
В частности, в 2016 году было выделено дополнительно 560 млн шекелей для того, чтобы увеличить размеры социальной надбавки... 2 мая 2016 года Вы, г-н министр, объявили, что Минфин в 2017 году выделит дополнительно 500 млн шекелей…
Из этих денег 350 млн шекелей должны были пойти на увеличение размера социальной надбавки, которую получают живущие ниже черты бедности пенсионеры, среди которых большинство (140 тысяч) являются русскоязычными репатриантами.
В мае 2016 года НДИ присоединилась к правительственной коалиции. В рамках коалиционных соглашений было принято решение о проведение в течение 2017-2020 гг. пенсионной реформы, предложенной НДИ.
Трактовка Минфином этих соглашений вызывает, по крайней мере, удивление. …из 500 млн шекелей, обещанных для дополнительной помощи в 2017 году…, вычли 140 млн шекелей… которые были использованы для реализации… первого этапа пенсионной реформы.
Нам представляется, что сокращение запланированной ранее помощи привело в итоге к тому, что ежемесячные доходы 200 тысяч наиболее нуждающихся пенсионеров уменьшились на 40-60 шекелей в месяц (на 1.000 шекелей в год на семейную пару) только для того, чтобы увеличить на 30-40 шекелей в месяц доходы 400 тысяч пожилых граждан, большинство из которых живут выше черты бедности...»
Здесь я бы хотел отметить один момент. Мы, как общество, должны были помочь хоть немного тем, кто приехал в Израиль в начале 90-х с большой волной алии, познал на своей шкуре все «прелести абсорбции», пахал, как трактор, четверть века, чтобы встать на ноги и поднять детей. Платил налоги, поднимал экономику страны, деля с ней все тяготы и невзгоды.
Эти люди делали пенсионные отчисления – из своих кровно заработанных, и скопили небольшую пенсию. То есть, и в старости они обеспечили себя сами, не получая социальную надбавку, не становясь обузой для государства.
Не было другого способа помочь этой категории, как утверждает Литинецкий.
И у меня нет никаких оснований для сомнений, ребята действительно работали круглыми сутками, подключив ведущих специалистов Института Национального страхования, профессора Юджина Канделя, членов Национального совета по экономике.
Движение «За достойное будущее» считает, что заботиться нужно прежде всего о тех, кто не заработал пенсию. Повысить им социальную надбавку. Спору нет. Но должны ли мы заботиться только о них? Ведь ситуация, когда человек, проработавший в Израиле 25 лет, получает меньше тех, кто ни одного дня здесь не проработал, крайне ненормальна!
Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, третий раз простите за банальность. Но раздел социального пирога всегда происходит по каким-то приоритетам.
Всегда дают кому-то за счет другого. Но вот г-н Лейдерман критикует тех, кто нашел способ, как ему добавить. И блокируется с теми, кто считает, что добавлять г-ну Лейдерману вообще не надо. Раз он работал, значит, богатый.
Хотя г-н Берман, конечно, никогда официально этого не признает. Но это однозначно следует из его открытого письма Кахлону и выступления у нас на РЭКА.
В любом случае, сегодня г-н Берман опять-таки указывает на чиновников Минфина. Дескать, Литинецкий с Кахлоном тут не при чем, а всему виной злые чиновники, которые почему-то урезали 140 миллионов шекелей из бюджета, выделенного на повышение социальной надбавки и помощь эвакуированным.
Кстати, сами чиновники пожимают плечами. Все суммы прописаны в проекте бюджета, а что из какого бюджета выделяется – это их рабочие моменты, которые никого не касаются. По крайней мере, я не получил никаких подтверждений того, что наши пенсионеры недополучили 40 – 60 шекелей в месяц.
Есть таблицы повышения социальной надбавки, я не буду здесь их приводить, но это информация в открытом доступе.
Подводя итог, еще раз повторю свои банальности: дьявол кроется в мелочах; не ошибается только тот, кто ничего не делает; спор идеологический, и каждая идеология имеет свой резон и право на существование.
Критика нужна. Критика должна быть. Вместо этого пока я вижу нечестную и политизированную кампанию травли и оскорблений в адрес Леонида Литинецкого и партии НДИ.
Давайте, как община, цивилизованно, без нервов, пропустим через себя объективную информацию, вычленим проблемы, найдем ошибки (если они есть) и будем их исправлять. У нас для этого есть свои СМИ. Давайте разбираться.
Цви Зильбер, редактор и ведущий радио РЭКА
(Специально для газеты «Эхо»)
Комментариев нет:
Отправить комментарий