Фото: из личного архива |
«Израиль общий дом для любого еврея и членов его семьи. Дом, в котором ему никогда не попеняют на возраст, материальное положение или политические взгляды, потому что у нас демократия. Дом, в котором никогда не запрут перед носом дверь, потому что «сейчас не время». Домой опоздать нельзя, как известно. Дома тебя ждут всегда».
Развернутый ответ отсылает нас к декларации Бальфура, к отцам основателям, к пониманию общей судьбы всего еврейского народа как в станах рассеянья, так и в Израиле. Но суть все равно не меняется. Израиль – демократия с еврейской культурной составляющей. Все мы приехали жить сюда как свободные граждане, сохраняя и приумножая еврейскую культуру, еврейский дух и нашу фирменную жестоковыйность, упрямое стремление к свободе.
Очень часто бывает, что самые важные события общественной жизни проходят мимо нас незамеченными вследствие некоторой отвлеченности от повседневной жизни. Обычная израильская семья, занятая целыми днями заботами о детях, стариках и хлебе насущном, мало склона к обсуждению высоких материй за ужином. И не важно, на иврите, русском или французском идет застольный разговор, вряд ли проблемы и вызовы сионизма и еврейской самоидентификации будут ключевыми темами беседы. Мы, простые обыватели, охотнее обсудим нового начальника, соседскую машину на своей стоянке или удачную прическу ведущей новостного канала, чем закон, определяющий национальный, еврейский характер государства Израиль.
А зря. Сегодня, сейчас, практически в прямом эфире, Кнессет двадцатого созыва обсуждает закон, который может изменить страну, в которой мы с вами живем, в которой вырастут наши дети и внуки. Закон о национальном характере государства с 2011 года в разных реинкарнациях и до сегодняшнего дня пытаются провести депутаты из вполне сионистских партий прошлой и нынешней коалиции. И цели у этого закона вполне, с первого взгляда, ясные. Но это только с первого взгляда.
Прежде всего, цель закона — дать однозначное и бесповоротное определение Государству Израиль как государству еврейскому. То есть, на смену еврейскому демократическому государству может прийти еврейское государство с демократическим режимом. К чему может привести такая вроде невинная перестановка слов, особенно если за ней следуют поправки о приоритетности галахического определения еврейства и увековечивании древних судебных норм в современном судопроизводстве, понять довольно просто.
Прежде всего, 350 тысяч не евреев по Галахе, приехавшие за последнюю четверть века, связавших свою жизнь и жизнь своих семей с сионистским государством, исправно платящих налоги, служащих в армии, растящих детей в Израиле, оказываются гражданами второго сорта. Вслед за ними в несортовые будут записаны сотни тысяч детей и внуков евреев диаспоры, имеющих право на репатриацию.
Государство, созданное как единый дом для всего еврейского народа вдруг пытается разделить своих сыновей и дочерей на чистых и нечистых. Зачем?
Далее, к сожалению, стоит упомянуть о судебных нормах еврейского права, не слишком приспособленных к реалиям современного мира. Браки, разводы, сложные с этической точки зрения медицинские случаи, отношения к секс меньшинствам – все это предлагается рассматривать исходя из буквы и духа государства теократического, чуждого демократии.
Еврейский дух, еврейская духовность — это не только шаббат, кашрут и Галаха. Это в первую очередь гуманизм, ценность человеческой жизни, семейные связи, отношение к детям.
Семьдесят лет живой и боевитой демократии в Израиле пример тому, что нет нужды бежать за советом к древним фолиантам для управления государством. Нет нужды пересаливать суп плавильного котла излишками галахической схоластики, если наши законотворцы смотрят вперед. Израиль, в котором вырастут наши внуки и правнуки нет нужды превращать в угрюмую теократию. Не для того мы собрались в земле обетованной после двух тысяч лет рассеянья.
Удивительно, но кроме Одеда Форера, депутата Кнессета от НДИ, больше никто не из законодателей не споткнулся о подводные камни нового закона. Один голос выразил сомнения в целесообразности внесения столь значительных и вредных для будущего страны поправок в закон, который может оказаться практически Конституцией нашей страны. Он рекомендует согласовать закон с основополагающим документом нашего государства – Декларацией Независимости, тем самым устанавливая неразрывную связь между основами сионизма и тем великим будущим, которое построят дети репатриантов и сабр . Остается наедяться, что этот голос будет услышан, и зерна будущего неравенства не только никогда не прорастут, но даже и не будут посеяны.
Шуламит Примак
экс вице-консул посольства Израиля в России
Комментариев нет:
Отправить комментарий