Фото: Евгений Зайцев - предоставлено организаторами гастролей |
История о том, как купеческая дочка Поликсена полюбила бедного и скромного Платона, как ей запрещали даже видеться с ним, а потом все-таки дозволили выйти за него замуж, ибо «счастье лучше» известна с уже весьма далекого 1876 года, когда в Москве состоялась премьера спектакля по одной из самых известных пьес Островского «Правда хорошо, а счастье лучше», правда, тогда она называлась «Наливные яблоки». Сюжет этой «счастливой житейской комедии» разворачивается вокруг яблоневого сада, нескольких влюбленных пар и доброй няни, которая помогает им воссоединиться. В феврале 2018 года в Израиле можно будет увидеть спектакль театра Маяковского «Правда хорошо, а счастье – лучше», посвященный 100-летию со дня рождения великого режиссера Андрея Гончарова. Спектакль по пьесе Александра Островского - человека, с чьих произведений «начался русский национальный театр».
Другой знаменитый Гончаров - писатель - обращаясь к Александру Островскому, писал: «Только после вас, мы, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены. Островский обязательно сам читал их актерам, проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют свою жизненность, как и в истории о яблоневом саде - плоде вдохновенного лицедейства, утопии сложного водоворота жизни, в этой веселой, смешной, мудрой истории, непреложно свидетельствующей о том, что счастье есть, и что есть в наших душах способность быть счастливыми. И недаром добрая нянька, помогающая влюбленным, носит «говорящее» имя - Филицата, то есть «счастье».
Когда-то в версии Малого театра в этом спектакле по пьесе, написанной Островским специально к бенефису его друга - актера Николая Музиля , играли Раневская и Ильинский. А в первом спектакле театра Маяковского няньку Фелицату играла Наташа Манор, а Платона – Саша Демидов. Гончаров вернул знаменитой пьесе ее первоначальное название - «Наливные яблоки» и разыграл ее в традициях народного балаганного театра. Спектакль Гончарова, поставленный как дипломная работа для его курса шел почти 20 лет и был восстановлен в 2009-м году под руководством заслуженного артиста России Романа Мадянова в новой сценической редакции, выдержанной в стилистике раешника, где очень много условностей. И получилась энергичная забавная притча о любви, зависти, отношениях, векселях и сундуках, купчихах и отставных унтер-офицерах с элементами психологического и бытового театра.
«Моралисту» Островскому хорошо была знакома грубая сермяжная русская жизнь с ее жестокими законами, цинизмом и беспросветностью, и все же - в последних пьесах с особым драматизмом - он настойчиво перемещал своих персонажей в утопический мир любви и сострадания, в котором «кроткие и чистые сердцем» учат жестокосердных творить добро. Потому Островский и повествует нам сентиментальную и мудрую историю о яблоневом саде, правде и счастье. Конечно, никто не спорит - истина одна. Но у каждого человека есть своя правда, которая неоспорима и свята.
Спектакль театра Маяковского не перегружен психологизмами, не мешает свободному актерскому волеизъявлению. «Правда хорошо, а счастье лучше» - это непривычный Александр Островский, не обличающий и не трагичный, а смешной и поучительный... Герои Островского живут среди ярких декораций. Словно карусель, раскручивается клубок комедийных событий, то и дело, поражая удивительной схожестью с нашим настоящим.
В спектакле история о двух влюбленных приобрела современное звучание, сохранив при этом всю прелесть подлинного русского быта: сочные краски, румяные яблочки. Все на грани обыденного, разумного, нормального: честность, набожность, влюбленность, суровость, рачительность, доверчивость, суеверие. Этот спектакль – весь театральное лукавство и обаятельное озорство. Мадянов уважает своих зрителей и потому не увлекает их в метафизику театральной философии, а возвращает на сцену мораль и остроту реплик, ансамбль актерских работ в режиссерской огранке. Этот спектакль гораздо обширнее, чем просто «комедия» - в нем обозначены острые проблемы, значение воспитания и семейных устоев. Герои пьесы многогранны и, в большинстве своем, неоднозначны; их характеры уникальны и разноплановы - от самодурства до благородства в этой истории о яблоневом саде. «Правда хорошо, а счастье лучше» - это, кроме всего прочего, потрясающее чувство единения всего актерского ансамбля. Когда нет ролей второго плана. Когда все актеры в кураже, в азарте - словом, фейерверк, а не спектакль! В результате зрители видят спектакль живой, искрометный, безумно смешной, но не пошлый, не глупый, не «прогибающийся» под зрителя.
Памяти выдающегося режиссера современности Андрея Гончарова
«Правда хорошо, а счастье лучше» - комедия по пьесе А. Н. Островского.
В спектакле заняты звезды Московского академического театра им. Маяковского:
Сила Ерофеич Грознов, отставной унтер-офицер - заслуженный артист России Роман Мадянов
Амос Панфилыч Барабошев, купец - заслуженный артист России Даниил Спиваковский
Мавра Тарасовна, его мать - почётный деятель искусств Москвы Татьяна Орлова
Поликсена, дочь Барабошева, молодая девушка - Наталья Филиппова
Филицата, нянька Поликсены - заслуженная артистка России Ольга Прокофьева
Никандр Мухояров, приказчик Барабошева - заслуженный артист России Игорь Марычев
Глеб Меркулыч, садовник - заслуженный артист России Юрий Коренев
Палагея Григорьевна Зыбкина, бедная женщина, вдова - лауреат государственной премии России Людмила Соловьева
Платон, ее сын, молодой человек - Виталий Гребенников
Хайфа, Аудиториум, 22 февраля 2018, четверг, 20:00
Тель Авив, зал «Бейт ха-Хаяль», 23 февраля 2018, пятница, 19:00
Ашкелон, Гейхал ха-Тарбут, 24 февраля 2018, суббота, 19:00
Нацрат-Илит, матнас «Беркович», 25 февраля 2018, воскресенье, 20:00
Беэр-Шева, Гейхал ха-Тарбут Гистадрута, 26 февраля 2018, понедельник, 20:00
Нетания, Гейхал ха-Тарбут, 27 февраля 2018, вторник, 20:00
Комментариев нет:
Отправить комментарий