Разделы


»Телеграм-каналГруппа

понедельник, 2 апреля 2018 г.

Правовой филибастер

Фото: Beer7.Net 
400 исков против решений гражданской администрации Иудеи и Самарии находятся на рассмотрении в Высшем Суде Справедливости. Около ста исков направлены против еврейских поселений, остальные – против сноса пиратского строительства у палестинцев. Об этом сообщил министр обороны Авигдор Либерман несколько месяцев назад в интервью изданию «Макор ришон».

Понятно, что для подготовки к такому количеству судебных слушаний, гражданской администрации требуется целая армия адвокатов. На самом деле силы юридического отдела ведомства весьма скромны. Тем более, что гражданская администрация систематически подпадает под разнарядки на сокращение штатов. И если накануне подписания Норвежских соглашений здесь работало 1100 человек, то сегодня их осталось 311. Штат сократили более чем втрое, в то время как еврейское население Иудеи и Самарии выросло втрое. Об этом также сообщил министр обороны, который на прошлой неделе провел длительную встречу с руководством совета поселенцев.



«Есть организации, которые нанимают на работу адвокатов исключительно с целью массовой подачи исков в БАГАЦ, рассказал Либерман. – От них не требуют выигрывать дела. Их цель только выиграть время, загрузить судебную систему выше всякой меры, создав узкое бутылочное горло. Поэтому нагрузка на нашу юридическую систему просто колоссальная».

Думаю, излишне объяснять, про какие «организации» говорит министр обороны. Они несутся наперегонки в БАГАЦ с исками против каждого закона, каждой реформы и каждого решения правительства. Иски, которые в большинстве своем отклоняются. Но не думайте, что их цель снискать щедрую благосклонность спонсоров. Обычно они не испытывают нехватки средств, ведь ущерб, который они наносят еврейскому государству, исчисляется в миллиардах. Речь идет о правовом филибастере.

Филибастер (англ. filibuster) — это парламентский термин. «Википедия» определяет его, как тактику обструкции законопроектов оппозицией путем искусственного затягивания их принятия, что делается с помощью внесения огромного количества поправок, бесконечных прений и выступлений по теме и не по теме. В Кнессете это распространенная практика. Правда, у нас оппозиция всегда официально сообщает, что по тому или иному законопроекту проводится филибастер. Поправки и выступления же обязательно содержат рациональное зерно, ведь никто из депутатов не хочет выглядеть дураком, даже по просьбе партии. Парламентский филибастер не сводится к ахинее.

Другое дело – правовой филибастер. Здесь не нужны талант и адвокатское чутье, не требуется штудирование прецедентных решений и поиски формулировок. На бланке адвокатской конторы записываются дежурные лозунги и – але гоп – иск готов. Более того, такой адвокат, даже если он с профессиональной стороны ноль без палочки, становится очень популярным. Его имя постоянно упоминается в СМИ, он становится любимцем левых кругов, а гонорары растут вместе с известностью.

Далее механизм запущен. БАГАЦ, не вдаваясь в подробности, замораживает законы, решения правительства, постановления гражданской администрации «до выяснения». Иск поступает в работу. Государственные адвокаты должны изучить иск и подготовить юридически грамотный ответ. Вот здесь и возникает это самое «узкое горло». На подготовку слушания уходят многие месяцы, а рассмотрение иска, даже самого бессмысленного, может затянуться на годы.

«Почему-то именно по вопросу поселений БАГАЦ демонстрирует непонятную сдержанность и нерешительность, писала еще 15 лет назад газеты «Гаарец». – БАГАЦ закрывает дела по таким не свойственным ему формулировкам, как: «вопрос не в нашей юрисдикции», «податели иска не имеют соответствующего правового статуса», «суд не может вмешиваться по данному вопросу в юрисдикцию других ветвей власти» или «такие вопросы должны быть урегулированы в будущем в результате политических переговоров».

Эти строки были написаны во времена председательства Аарона Барака, апологета судебного активизма, который вмешивался абсолютно во все. Во многом благодаря его стараниям юридическая ветвь власти в Израиле стала самой доминантной, вместо политиков страной управляют чиновники и юридические советники. Большинство судей, судя по публикациям того времени, придерживались левой «адженды», ставя права палестинцев выше интересов безопасности. Соответствующей была тогда и статистика террора, но это уже другая тема.

Тот факт, что столь дружественный БАГАЦ массово заворачивал эти иски, вызывая гнев «газеты для думающих людей», доказывает мой тезис: большинство исков представляют собой полную белиберду, это просто часть правового филибастера.

Сегодня не существует механизма, который остановил бы лавину бессмысленных исков.

«Мне нужна армия адвокатов, которые занимались бы только Высшим Судом Справедливости», - признался министр обороны.
Нельзя сказать, что такой механизм невозможно создать. Почти год назад появилась законодательная инициатива депутата Мики Зоара под названием «Хок зхут ха-амида», который предлагал ограничить право НКО подавать иски от имени палестинцев. То есть, для подачи исков потребуется не только 3 тысячи шекелей гербовых сборов, но и соответствующий правовой статус подателя. Но его продвижение пришлось остановить, так как тогдашний председатель Верховного Суда Мирьям Наор предостерегла о катастрофических юридических последствиях. Сам Биньямин Нетаниягу остановил этот закон «для изучения и доработки».

Очень трудно доказать правовой филибастер, если сами организации этого не признают. Пока они продолжают подавать иски по любому поводу. Не только, кстати, касательно поселений. Против отправки африканских мигрантов. Против объявления чрезвычайной ситуации в случае военных действий. Против любой реформы, любого решения правительства. И не говорите, что это неотъемлемая часть демократии. Демократия вовсе не означает, что каждый может воткнуть свою палку в колеса своей страны.


Михаил Вайнберг

Комментариев нет:

Отправить комментарий

outbrain