Фото: пресс-служба партии НДИ |
Само по себе стремление реформировать институт брака, в котором судьба еврейской семьи полностью отдана на откуп религиозным кругам, можно только приветствовать. И как тут не вспомнить прошлогоднюю историю с попыткой наложить лапу еще и на браки, заключенные за пределами Израиля.
Тогда министерство по делам религий подало законопроект, по которому раввинские суды могли получить право решать судьбу браков и разводов любого еврея в любой стране мира, даже если речь идет о гражданском браке. Вот так. Представляете? Вот вы и ваш любимый человек поженились в совершенно официальном ЗАГСе, скажем, Царево-Кокшайска, или в мэрии Асунсьона, да хоть в Лас-Вегасе! И родственники старой закалки поздравили вас, как раньше было принято, "с законным браком!" – и тут выясняется, что брак ваш вовсе не законный, раввинат его не признает из-за отсутствия какой-то одному ему ведомой бумажки, и все. Начинай все заново.
Инициаторы закона – депутаты от ультраортодоксов, естественно. Из партии Яадут а-Тора. Мало того, ими было предложено предоставить раввинским судам еще и возможность быть арбитрами по гражданским делам. Другими словами, отдать на откуп не только религиозные, но и гражданские вопросы. Ловко.
Партия Наш дом Израиль, которая в тот момент находилась в коалиции, оказалась единственной партией, возмутившейся этой попыткой нарушить коалиционные соглашения. А в этих соглашениях было закреплено: изменение законов, касающихся взаимоотношений религии и государства, может быть сделано исключительно по обоюдному согласию, а не в одностороннем порядке. В данном же случае явно просматривалось стремление, как отмечали депутаты от НДИ, разрушить государственность, с таким трудом создававшуюся в течение 70 лет. В демократическом государстве человек может обратиться в арбитраж религиозного или раввинского суда добровольно, а не безальтернативно через государственную правовую систему. И вот ведь как странно – больше никто об этом не задумался, ни премьер-министр, ни министр юстиции госпожа Шакед, которая первая должна была забить тревогу и как демонстративно - светская, и как руководитель министерства защищающего власть закона, права человека и ценности государства Израиль, как еврейского и демократического государства.
Почему разрушение государственности? Очень просто: подобная практика могла создать в стране два параллельных правовых органа, и тогда различные группы потребуют создания своей собственной отдельной правовой системы.
С другой стороны, при принятии подобного закона раввинские суды могли начать массированные перепроверки евреев из других стран, продолжая создавать так называемые «черные списки» и закрепляя свою исключительную монополию на главные события в человеческой жизни. Причем теперь расширяя свое влияние и на другие государства, подвергая сомнению юрисдикцию раввинов вне Израиля.
Понятно, что НДИ не могла с этим согласиться. Благодаря активному противодействию попытка наложить лапу на частную жизнь граждан была заблокирована. Впрочем, речь идет о гораздо более опасной тенденции, чем просто захват власти над отдельными людьми, речь идет о постепенном подчинении общества религиозному диктату, против чего давно и последовательно борется Наш дом Израиль.
Казалось бы, "следствие закончено – забудьте", как призывал старый фильм Дамиано Дамиани. Что сейчас вспоминать о прошлом, если попытку диктата удалось остановить? Но ведь эти попытки будут продолжаться, что называется, к гадалке не ходи. Значит и дальше необходимо с этим бороться, отстаивать свое право жить так, как хочется, а не так, как тебе предписывают чиновники от религии.
Но вернемся к началу. Помните о предоставлении для бракосочетания только и исключительно "теудат зеута"? Думаете, показали удостоверение личности – и все? Нет, дорогие мои. Просто остальные документы в раввинский суд будут собирать по местным религиозным советам. Сотрудничать, так сказать, с раввинами на местах…
Так что борьба за право на светскую жизнь продолжается.
*На правах рекламы
Комментариев нет:
Отправить комментарий