Фото: Beer7.net |
Первое. Лидер Ликуда Нетаньягу лично занимается сколачиванием в дополнение к имеющимся ультра ортодоксальным партиям еще одного, включающего экстремистскую партию Оцма, блока Ихуд Мифлагот а-Ямин, который на выборах имеет реальные шансы на получение депутатских мандатов.
Он рассчитывает, что этот новый блок и три другие похожие партии (ШАС, Яадут а-Тора и Новые Правые) впоследствии позволят ему сформировать коалицию.
Второе. Лидер Кахоль ве-Лаван («бело-голубые») Ганц, основной соперник Нетаньягу, рассылает к ультра ортодоксам своих эмиссаров, через посредство которых обещает, что, если правительство возглавит он, то запросы религиозного сектора будут по-прежнему удовлетворяться в увеличивающихся объемах, и что на антиклерикальное прошлое его партнера Лапида можно не обращать внимания.
Кстати, и сам Лапид, отвечая на вопрос журналиста по поводу закона о призыве на днях, впервые попытался уклониться от прямого ответа и что-то лепетал об имеющемся у его партии собственном законопроекте на эту тему, который содержится в еще не опубликованной программе.
Промежуточный вывод — оба претендента на руководство правительством готовы по максимуму удовлетворять аппетиты ультра ортодоксов.
Третье. Совокупность программных положений четырех ультра ортодоксальных списков не оставляет сомнений в том, что их присутствие в любой коалиции обеспечит клерикалам не просто соблюдение статус кво, но возможность решительного наступления на существующие в Стране права светских граждан, и даже просто человеческие права.
Четвертое. Судя по ряду признаков, первоочередным объектом давления со стороны клерикалов будут выходцы из стран бывшего СССР.
Очередным ярким свидетельством этого стали десятки требований о прохождении генетической экспертизы на еврейство, предъявленные раввинатом желающим вступить в брак и развестись (?!) представителям именно этой общины.
Комментарий. Понятно, что главная причина роста напряженности именно на этом участке — выборы. Лидеры религиозной общины Израиля сочли, что их электоральный вес достиг таких размеров, что продавать свое политическое влияние просто за непропорционально большой ломоть бюджетного пирога уже невыгодно. Они хотят полностью овладеть ситуацией и начать уверенное движение к формированию государства Галахи.
Еще более очевидно, что врагов Галахи в Ишуве, то есть среди евреев Израиля, в значимом количестве не существует. Никто и нигде не предлагает запретить хупу, брит-милу и бармицву.
Тем более не может в Израиле даже звучать предложение о том, чтобы на законном основании мешать людям изучать Тору и обращать молитвы Вс-вышнему.
Во всех случаях, когда граждане еврейского государства этого хотят. А в тех случаях, когда граждане демократического государства этого не хотят — они могут этого не делать, а делать то, что им кажется нужным и правильным, конечно, не мешая при этом другим.
Здесь можно повторить еще раз про «сходить в магазин или доехать на городском транспорте до пляжа в субботу». Но об этом уже было сказано много раз, и с русскоязычными это не связано. А вот история с генетической экспертизой, о которой, кстати говоря, рассказал раввин, работающий в религиозной организации, как раз связано.
Потому что директивно проходить экспертизу, по его словам, посылают именно русскоязычных.
Первые объяснения этого феномена на грани нацизма, которые приходят в голову, — это антипатия к «русским». И это объяснение, скорее всего, было бы правильным, если бы русские составляли 60, 70, ну 80% подвергаемых этой уничижительной процедуре.
Но мы говорим о всех 100%, что уже не может быть следствием неоформленной в указание антипатии, а только о пусть неофициальной, но вполне убедительной команде.
Почему такая команда могла прозвучать?
Я склонен полагать, что причина, вероятно, именно политическая. Мировоззрение и, соответственно, электоральное поведение людей, покинувших зону проведения колоссального социалистического эксперимента, сформировано во многом его неутешительными результатами.
Попросту говоря, в очень значительном большинстве мы — не левые. Но при этом, покинув территорию с высоким уровнем давления государственной религии, будь то раньше марксизм, а теперь православие, мы не хотим больше и этого.
Независимо от личных отношений каждого из нас с Б-гом, мы хотим сохранить их именно как личные и готовы сопротивляться любому навязыванию, а тем более диктату в сфере свободы совести. Мы не богоборцы, мы — приверженцы свободы выбора.
Американская статистика показывает, что свыше 70% собственно американских евреев голосуют за демократическую партию, а более 85% из бывшего СССР — за республиканскую и что, благодаря этому, в среде сторонников республиканцев прибавилось светских тенденций.
Полагаю, что в этом мы не слишком отличаемся от живущих в США бывших соотечественников. Поэтому раввины от политики и хотят нас приструнить, а в идеале — и лишить политического представительства.
Говорил же Моше Гафни, что главная задача сейчас — не допустить в правительство партию «Наш дом — Израиль». А пока можно указать ее электорату на его второсортность и таким образом.
Я последний человек, который будет выступать против использования достижений науки на благо людей, я полностью за то, чтобы те, кому нужно подтвердить свою принадлежность к еврейскому народу, могли это делать в том числе через анализ ДНК, если — еще раз — они этого хотят.
Не будучи ни генетиком, ни вообще биологом, я, конечно же, даже и не мыслю оценивать, насколько этот метод в данном случае адекватен, но взявшись читать комментарии тех, кого принято считать специалистами, наткнулся на интервью с московским раввином и судьей главного раввинского суда России Исроэля Баренбаума, который, как пишет журнал Лехаим, «является одним из крупнейших авторитетов в редком междисциплинарном вопросе сочетания Галахи и этногенетики.
А кроме того, он неоднократно консультировал по этому вопросу раввина Кармеля» — того самого, который и постановил, что еврейство можно подтверждать через анализ ДНК.
Так вот раввин Баренбаум, объясняя этот метод, использовал наглядный пример, предложив рассмотреть четыре возможных имени прабабушки проверяемого человека по материнской линии, заявив, что имя «Прасковья, безусловно, русское имя и совершенно не встречалось в те времена у евреев».
Очень хотел бы сообщить уважаемому раву, который, судя по фотографии, как раз примерно годится мне в сыновья и, соответственно, его прабабушка принадлежит одному поколению с моей бабушкой, что эта самая моя бабушка по маме родилась в 1906 году неподалеку от Витебска и получила имя Песя, точнее, Песя-Марьяся.
Потом ее «закружил вихрь революции», и русские однопартийцы называли ее Пашей, соответственно, в партбилете она уже фигурировала как Паша Янкелевна, а во время паспортизации в СССР в паспортом столе сочли, что Паша — имя уменьшительное, а полностью оно должно быть «Прасковья», и в паспорте она уже фигурировала как «Прасковья Янкелевна Лозовская, еврейка».
Так что насчет «безусловно» я бы не спешил. Надеюсь, что с «митохондриальными ДНК» у уважаемых раввинов получается достовернее, чем с именами бабушек и прабабушек.
Вывод. Менять законодательство, особенно в такой области как израильский статус кво, можно только предельно осторожно. Само то, что в Израиле существует институт только религиозного брака, — уже очень сильное и очень противоречивое ограничение.
Дополнять его очередными сложностями для тех, кто уже один раз доказал свое еврейство по крайней мере несвоевременно и для статус кво опасно. К счастью, для того, чтобы остановить эти попытки, есть возможность 9 апреля прийти и выразить свою волю, проголосовав за правых и светских.
Александр Осовцов
Комментариев нет:
Отправить комментарий