Фото из личного архива Владимира Ханана |
В диалогах «за выборы» реакция приблизительно каждого второго «русского» такова: «А пошёл твой Либерман! Он для нас ничего не сделал» На этом диалог, если это можно назвать диалогом, обрывается. Все мои попытки узнать, чего именно не сделал для нас ужасный Либерман, повисает в воздухе.
Приходится ответ на этот вопрос додумывать самому. Прежде всего, думаю я, следует выяснить, что Либерман МОГ для нас сделать, ибо требовать от человека сделать что-то, что он сделать не может – есть, как минимум, глупость, не содержащая ни капли логики. И тут мы переходим к самому главному вопросу: что такое демократия.
Что демократия – это власть народа, знают, я думаю, все. А вот, что такое демократия на деле – я боюсь, понимают немногие. Ещё в России мне нередко приходилось слышать такой логический перл: «Вот при Брежневе было так-то и так-то (как правило, хорошо), а при демократах стало хуже». Всё равно, что сказать: при царе Иване было так, а при царе Степане эдак». Не понимая, что «при демократах» означает на самом деле – «при тебе». Это ты, коллективный «ты» решаешь, как будет жить страна. И решаешь ты это на выборах. А у нас сложилась удивительная ситуация: взрослый, самостоятельный, семейный (то есть отвечающий за свою семью) человек голосует за Рабиновича, а претензии предъявляет Хаймовичу: Почему ты для меня ничего не сделал? Этот человек не понимает, что сила этого Хаймовича – это его, избирателя, сила. Если ты – опять-таки коллективный «ты» дал ему эту силу, он может что-то делать для тебя. Если ты не дал ему эту силу – он, при всём желании, ничего сделать не может. Если избиратель дал ему 15 мандатов, то любой премьер-министр будет к нему прислушиваться и с ним считаться. Если ты дал ему 4 мандата, то он не может повлиять ни на премьера, ни на его решения.
Сегодняшняя предвыборная ситуация куда сложней предыдущих. Хотя в ней участвует большое количество партий с разнообразными программами и целями — основной вопрос апрельских выборов один: кто будет премьер-министром страны, в чьих руках будет её руль, в руках «Ликуда» во главе с Нетаниягу или в руках «Кахоль-Лаван» во главе с трио генералов плюс примкнувшего к ним журналиста. О генералах мне хотелось бы сказать особо. К сожалению, я не помню, кто из знаменитых политиков (по-моему, Талейран, не исключаю, что ошибаюсь) сказал: «Война – слишком серьёзное дело, чтобы доверять её генералам». Надо, однако, думать, что у сказавшего были на это серьёзные основания. Интересно, что его слова поддержал и усилил именно генерал – Эйзенхауэр, сказавший, что, по его мнению, генералам вообще ничего доверять нельзя. Хотя это мнение и звучит в какой-то степени парадоксально, как раз у нас, израильтян, есть серьёзные основания с ним согласиться. Именно генералу Рабину мы обязаны появлению рядом с нами Палестинской автономии, вооружённой израильским оружием, используемым против нас же. Именно генералу Бараку, «солдату номер один» мы обязаны тем, что в бывших наших укреплениях на юге Ливана сидят и накапливают оружие солдаты «Хизбаллы». Именно генералу Шарону мы обязаны появлению на нашей южной границе государства «Хамастан», постоянно ведущего против нас то более, то менее активную войну. Некоторое время назад я имел удовольствие видеть и слышать выступление славной четвёрки. Ничего не могу сказать, выглядели они молодцевато. Но по поводу программы новорождённой партии и её намерений и целей не было сказано ни слова.
А теперь о Либермане. По моим дилетантским предположениям (увы, я не политик) гонку за премьерское кресло выиграет Нетаниягу (у избирателя всё же хватит соображения не наступать в четвёртый раз на те же, хотя и украшенные погонами, грабли) К сожалению, в Израиле нет партии, которая была бы способна создать однопартийное правительство. Следовательно, страной будет руководить коалиция. Кто же является наиболее естественным союзником «Ликуда»? Разумеется НДИ. Но для того, чтобы коалиция во главе с Нетаниягу была действительно сильной, а, стало быть, и не зависимой от любого давления слева или со стороны ортодоксальных партий, её партнёр тоже должен быть сильным. То есть, говоря проще, избиратель, голосующий за НДИ, фактически голосует за «Ликуд» или, ещё точнее, за правый лагерь. Сегодня от нашего решения зависит очень многое – будем помнить об этом.
Владимир Ханан,
поэт, житель Иерусалима
Комментариев нет:
Отправить комментарий