Фото: Beer7.net |
Сейчас израильский премьер никуда вроде бы не торопился. Он основательно посовещался с новоизбранным президентом Украины Владимиром Зеленским – проблем в отношениях между обоими государствами хватает. Здесь и затянувшийся процесс ратификации Кнессетом давно подписанного и прошедшего все стадии внутригосударственного утверждения в Украине соглашения о создании зоны свободной торговли между обеими странами.
Если этот визит готовился заранее и имеет своей целью служить дальнейшему развитию отношений с Украиной, то возникает вопрос: почему было не поторопить Кнессет и не привезти в Киев долгожданное сообщение о вступлении в силу всего соглашения? А так придется приводить не столь убедительные доводы, мол, у нас в Израиле выборы да перевыборы.
Зеленский может на это ответить: «Да и у нас выборы-перевыборы, и еще какие, однако мы-то соглашение утвердили подсуетились, то есть, все, что надо, сделали». Ну ладно, что-то и как-то на этот раз согласовали.
Теперь - о желательном переводе посольства Украины в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Шансы на перенос посольства очень невелики – Украина дорожит своими отношениями, по крайней мере экономическими, с арабскими странами и стремится в Евросоюз, где Иерусалим столицей еврейского государства вовсе не признают.
Но лучше ли будет, если Владимир Зеленский проявит понимание в вопросе о переносе посольства? Ведь тогда он, скорее всего, попросит что-нибудь взамен, и это, вероятнее всего,будет требование занять более определенную, разумеется, проукраинскую, позицию в конфликте между Киевом и Москвой.
А позиция эта, разработанная в годы, когда МИД Израиля возглавлял руководитель НДИ Авигдор Либерман, тонкая и выверенная, и малейшее отступление от нее может нарушить равновесие в системе международных отношений Израиля.
А тут еще разговоры о том, что Нетаниягу может, якобы, выступить, посредником в поиске взаимопонимания между Путиным и Зеленским. Какого взаимопонимания? И у президента России, и у президента Украины есть понимание, диктуемое своими интересами, причем, абсолютно противоположными, и ни о каком взаимопонимании речь не может идти.
Это прекрасно понимают и Путин, и Зеленский, и им никакие посредники по принципиальным проблемам не нужны. По отдельным «точечным» вопросам таким, как возвращение пленных, может и да, но справится ли с этой функцией Биньямин Нетаниягу, который сам откровенно говорит: «Я не могу сказать, что достаточно знаю их проблемы. Мне хватает тех, которые есть у нас»?
И это правильно, а потому разговоры о посредничестве Нетаниягу, скорее риторические.
Израильский премьер посетил Бабий Яр и почтил память жертв Холокоста. Что может быть необходимее и достойнее этого? Но будем надеяться, что в разговорах об увековечении памяти евреев, погибших в Бабьем Яру, да и об историческом прошлом отношений между украинцами и евреями, о черных страницах этой истории, премьер окажется более осторожным, чем президент Ривлин, сказавший фразу, из которой в Киеве поняли, что он обвиняет украинцев в убийстве евреев в Бабьем Яру.
Довольно и того, что на встрече в Киеве прозвучала тема Голодомора, сопоставленного ни с чем иным как Холокостом. Уже одно это может сильно не понравиться в России…
Конечно, визит столь высокопоставленного лица, как премьер-министр, представляет собой важную веху в межгосударственных отношениях. Но почему именно сейчас, по прошествии двадцати лет?
Не следует ли этот визит рассматривать в контексте предвыборной кампании в Израиле и погони за так называемым «русским голосом»? И всерьез ли Нетаниягу надеялся привезти окончательное согласие украинских властей на выплату пенсий репатриантам в Израиле, прошедшим свой трудовой путь в годы проживания в Украине?
Так и получилось: Зеленский ничего не пообещал, максимум – подумать.
Но почему такое внимание к «украинскому русскому голосу»? Во-первых, каждый голос на счету, а, во вторых, не так уж он и слабо звучит в нашей стране.
Кроме того, ведь и «российский русский» электорат не забыт. Не так давно на здании штаба «Ликуда» в Тель-Авиве был вывешен баннер, на котором Нетаниягу пожимает руку Владимиру Путину.
Однако вышла промашка: далеко не всем «русским» понравилось подобное любование дружбой израильского премьера с лидером пусть и страны их исхода, но государства, не самого демократического в мире и находящегося под санкциями Запада.
Повалили письма протеста, и баннер быстренько сняли. Кстати, и Авигдор Либерман в бытность министром иностранных дел встречался с Путиным и решал важнейшие вопросы, но этой своей «дружбой» так не бравировал, и все понимали: «Нужно для Израиля – значит, нужно».
А возвращаясь к визиту Биньямина Нетаниягу в Киев, отметим, что, кстати, и тогда, двадцать лет назад, в марте 1999 года, Биньямин Нетаниягу посетил Киев за месяц до выборов в Израиле. Но тогда это ему не очень помогло – на выборах победил его соперник Эхуд Барак.
Михаил Вайнберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий