Фото: Beer7.net |
Долгое нахождение у власти сформировало у Ликуда ощущение полной собственной безнаказанности и отношение к израильским избирателям, как к ничего не понимающим безграмотным фраерам, которым на уши можно вешать любую лапшу.
Очень часто Ликуд пользуется неосведомлённостью общественности в отношении различных политических понятий и методов. Так что хочется заняться ликбезом, объясняя простейшие вещи.
Партия НДИ заключила соглашение о распределении остаточных голосов с партией «Кахоль-Лаван». «А-а-а!!!- закричали в Ликуде.- Теперь всё понятно. Теперь ясно, что Либерман – левый». И радость была такая, как будто Нетаниягу нарыл архивные документы, что Либерман – незаконный папа Ахмадинеджада и Эрдогана вместе взятых.
Давайте разбираться. Что такое «соглашение об остаточных голосах» («эскемодафим»)? Это соглашение, которое заключают между собой две партии о перераспределении голосов, которые остались после подсчёта мандатов. Такое соглашение позволяет предотвратить потерю голосов, которых не хватает для получения целого мандата, но при сложении дробных долей может дать дополнительный мандат одной из партий.
То есть, речь в любом случае идёт только об одном мандате. Не заключить такое соглашение или заключить его с партией, которая может не пройти электоральный барьер, это значит отказаться от надежды получить дополнительный мандат.
Подобное соглашение далеко не всегда заключается между союзниками, поскольку носит чисто технический характер. А количество союзников, способных преодолеть электоральный барьер, всегда ограничено.
В 1999 году, когда Либерман впервые шёл на выборы во главе партии НДИ, он заключил договор с партией «Амэхад» во главе с Амиром Перецом. Это не было свидетельством того, что Либерман является идеологическим сторонником профсоюзного лидера. Это не означало, что Амир Перец сменил левую идеологию на правую. Это означало только одно: они договорились о распределении остаточных голосов.
Именно благодаря этому распределению, кстати, левый блок не сумел получить 61 мандат, поскольку третий мандат Амира Переца стал четвёртым мандатом партии НДИ. Именно по причине того, что у коалиции Барака не было 61 левого мандата, она и была такой неустойчивой. Несмотря на то, что Барак выиграл прямые выборы главы правительства.
На апрельских выборах партия НДИ заключила соглашение об остаточных голосах с партией «Новые правые», которые в день выборов рассылали СМС русскоязычным израильтянам, что НДИ не проходит электоральный барьер, а потому Либерман призывает всех голосовать за «Новых правых» во главе с Нафтали Беннетом.
Не прошли электоральный барьер именно «Новые правые». Но суть не в этом. История первого соглашения об остаточных голосах партии НДИ, как и история последнего, доказывает только одно: стороны, заключающие договор о распределении остаточных голосов, вовсе необязательно друзья, единомышленники или политические союзники.
С 2006 года НДИ всегда заключала соглашения о разделе остаточных голосов с партией Ликуд. Заключил бы подобное соглашение и перед прошлыми, и перед этими выборами. Но Ликуд предпочёл «естественных» религиозных партнёров.
Перед апрельскими выборами Ликуд заключил соглашение с «Союзом правых партий» (Бецалель Смотрич, раввин Рафи Перец и Итамар Бен-Гвир). В этот раз – с блоком «Вправо» (те же Смотрич и Перец и примкнувшие к ним Шакед и Беннет). Что ж, насильно мил не будешь. НДИ, которая предлагает правительство национального единства из трёх партий (Ликуд, Кахоль-Лаван, НДИ), могла заключить соглашение только с одним из будущих партнёров. Либо с Ликудом, либо с Кахоль-Лаван.
Ликуд предпочёл религиозных. Либерману оставалось заключить соглашение с Кахоль-Лаван, чтобы затем, по результатам выборов, добиваться создания широкого национально-либерального светского правительства, в которое войдут НДИ, Ликуд и Кахоль-Лаван.
Давид Эйдельман
Комментариев нет:
Отправить комментарий