Фото: Beer7.Net |
Начнем с Ликуда. Если Нетаниягу потерпит неудачу и не получит мандат на формирование правительства, то, возможно, он лично и будет готов возглавить оппозицию, но нет никакой уверенности в том, что сидеть в оппозиции будут готовы очень многие его однопартийцы. Ликуд давно перестал быть сплоченной политической силой, объединенной идеологическими и программными положениями. Деятельность Нетаниягу, долго и успешно добивавшегося превращения национально-либерального движения в свою личную вотчину, одновременно привела к тому, что на верхнем уровне составляющих ее персонажей не объединяет ничего, кроме стремления быть как можно ближе к власти. Да, они все или почти все продолжают упоенно твердить "рак Биби", но причиной этого является надежда на то, что очередное восшествие Биби на трон "мелех Израэль" увенчается праздником с раздачей соратникам богатых даров в виде почетных и, главное, прибыльных должностей и проектов. Если выяснится, что праздника не будет, то всякое собственное желание сидеть вместе с Биби в стороне от пиршественного стола останется разве что у тех, кто по совершеннейшему скудоумию и карикатурности образа вообще не будет больше никуда годен и никем востребован. Таких все-таки не очень много, буквально несколько человек. В результате может случиться как смена лидера, так и развал фракции на две, а то и три новых.
С Кахоль Лаван еще сложнее. Не объединенный в свою очередь ничем, кроме "рак ло Биби" трехпартийный блок содержит, кстати говоря, в отличие от Ликуда, некоторое количество идеологически мотивированных людей, вот только мотивация у них сплошь и рядом прямо противоположная. В результате, если Нетаниягу утратит шансы сформировать и возглавить новое правительство и цель Кахоль Лаван, казалось бы, будет достигнута, окажется совершенно непонятно, что объединяет, к примеру, Лапида и Яалона, Хаузера и Нисенкорена. И еще более непонятно будет, чего ради им быть дальше, если из "рак ло Биби" ничего не выйдет и Биби останется на своем месте. Союз по принципу "против кого дружим" в политике актуален только или до победы, или до поражения. В 1945-м году после казни Муссолини в Италии не было ни одного союзника Гитлера, а в 1946-м страны бывшей антигитлеровской коалиции сцепились друг с другом в Холодной войне.
С Яминой вообще все ясно. Предыдущее объявление о распаде этого блока прозвучало сразу после окончания предыдущих выборов, гораздо раньше, чем были окончательно подсчитаны все голоса. Четыре очень разных политика, каждый из которых считает себя подлинным лидером истинных правых, и при этом у каждого в будущей фракции окажется не более одного-двух последователей - конструкция, которая по природе своей не предназначена для длительного существования. Не стоит даже вспоминать все конфликты между Беннетом, Шакед, Рафи Перецем и Смотричем, для этого понадобится даже не одна статья, а несколько. Достаточно знать то, что они, собственно, и сами не скрывают - они идут на выборы вместе только для того, чтобы гарантированно преодолеть электоральный барьер.
Скорее всего, по тому же принципу образовался и левофланговый квадратный трехчлен Авода- Гешер-МЕРЕЦ. До его создания опросы показывали, что и блок Авода-Гешер, и партия МЕРЕЦ находятся на грани электорального барьера. Теперь им порой сулят даже двузначное число мандатов. Но третьего марта придет время не считать проценты и мандаты, а делить будущие кресла и портфели, и это два совершенно различных занятия. Первое из них действительно является стимулом к объединению, второе же ровно наоборот - порождает массу новых противоречий и очень усиливает конкуренцию, порой до степени вражды даже между политиками со схожими взглядами. А найти что-нибудь общее во взглядах у недавно еще правой Орли Леви-Абукасис и Ницана Горовица - задача не из легких.
Собственно, наверняка или почти наверняка, если не брать Объединенный арабский список, практически не имеют шансов перестать существовать в своем нынешнем виде ШАС, Яадут а-Тора и НДИ. Именно эти три партии являются действительно идеологически целостными - среди тех, кто окажется в будущем Кнессете. ШАС и Яадут а-Тора - ультраортодоксальные, клерикальные, стремящиеся к государству Галахи, отрицающие свободу выбора и заботящиеся только и исключительно о своем послушном электорате. НДИ - светская, либеральная, ориентированная на ценности личной свободы и правого сионизма. Такие характеристики эти партии получили даже не по воле своих публичных лидеров (или, в случае с ШАС и Яадут а-Тора, стоящими за ними мудрецами Торы и прочими гаонами), а в силу необходимости следовать взглядам и интересам своих избирателей. А так как потенциальных избирателей соответствующие электоральные группы насчитывают более или менее одинаковое количество, то состав и характер будущего правительства будет зависеть именно от представительства этих партий в 23-м Кнессете.
И для рак Биби, и для рак ло Биби идеологические установки и интересы граждан одинаково не имеют значение. Для них важно только количество депутатов от той или иной партии. Будут ли эти депутаты стремиться к увеличению пособий для потомственных ешиботников и повышению налогов или к повышению пенсий и понижению налогов для работающих - зависит только от избирателей.
Александр Осовцов
Комментариев нет:
Отправить комментарий