Фото: Дани Шемтов (пресс-служба Кнессета) |
Израиль разделен на два лагеря. Деление происходит не по линии «правые и левые». Линией раздела и раздора является отношение к одному политику, который является главной дискуссионной темой страны, отодвигая на задний план все прочие темы. Вместо того, чтобы обсуждать ту или иную тему, отстаивать разные принципы, точки зрения, находить ответы на вопросы, все рассматривается только в плоскости «за» или «против» главы правительства.
В Израиле вполне интеллигентные люди, являющиеся сторонниками Биби, готовы оправдывать Мири Регев, Дуди Амсалема, Оснат Марк, Шломо Караи и Мики Зоара, которым Нетаниягу себя окружил. Не менее интеллигентные люди, при обсуждении любого нового партийного движения, обсуждают не качества нового предложения на политическом рынке, а только сумеет ли новоявленное противостоять Биби, поможет ли свергнуть засидевшегося с престола, выгонит ли его наконец с улицы Бальфур.
И это прискорбно. Хотя бы потому, что не способствует пониманию происходящего в стране, её наболевших проблем, не ведет к выработке решений.
Сегодня главные надежды лагеря противников Нетаниягу стали неожиданно ассоциироваться с Гидеоном Сааром. Ещё несколько дней назад фаворитом лагеря анти-Биби был Нафтали Беннет. Избиратели, желающие изменения ситуации, готовы ввезти во власть любую новую надежду. Как Машиаха на белом осле. Лишь бы против Нетаниягу. А ревущие лозунгами сторонники премьер-министра готовы объявить «левым», «пятой колонной», «антисемитом», «предателем» любого нового потенциального претендента на место квартиросъёмщика в Доме главы правительства на улице Бальфур.
Но не стоит быть ослами ни тем, ни другим. И если позиция бибикающего лагеря хоть как-то понятна – у них вообще все хорошее персонифицировано в любимом вожде, то желающие изменений – могли бы хоть чему-то научиться и быть умней.
Почему вы хотите изменений? Вам не нравится религиозный диктат и союз Биби ортодоксальными партиями? Но ведь и Гидеон Саар и Нафтали Беннет – куда более религиозны, чем Биби. Оба они готовы куда дальше двигаться в сторону государства Галахи и изменения статус-кво в религиозную сторону. Обратите внимание, у Беннета не только кипа на голове. Беннет возглавляет религиозную партию. У него во фракции, в которой сейчас всего пять депутатов, одиозный Бецалель Смотрич, с курсом на “государство Галахи”, “возвращением законов Торы” и желанием возродить царства Давида и Соломона. А сколько «смотричей» будут во фракции Беннета, если вы дадите ему 15 или 25 мандатов?!
И Гидеон Саар, хотя и не носит кипы из имиджевых целей, гораздо более религиозный человек, чем Нетаниягу. И как политик в вопросах государства и религии – для большинства светского населения должен быть абсолютно неприемлем. Именно Гидеон Саар перевёл вопросы, касающиеся деятельности магазинов, кафе и ресторанов в субботу, из компетенции местных властей в ведение МВД.
Все, у кого дети учатся в школе, знают, что за последнее десятилетие израильские светские учебные заведения подверглись значительному насаждению религиозности. Но религиозный диктат в светских школах начали насаждать не при министре просвещения Рафи Переце и даже не при министре просвещения Нафтали Беннете. И не при министре Шае Пироне – религиозном представителе партии "Еш атид", которому Лапид отдал министерство просвещения. Всё это началось в момент, когда образовательное ведомство Израиля возглавил Гидеон Саар. Именно при нём светские учебные заведения начали становиться всё более и более религиозными, а религиозные стали получать всё больше и больше средств – за счёт светских. Именно благодаря деятельности Гидеона Саара и Нафтали Беннета на любого ученика религиозных школ выделяется на 30% больше финансирования, чем на любого ученика светских школ.
В отличие от Биньямина Нетаниягу И Гидеон Саар, и Нафтали Беннет строго соблюдают шабат. А соблюдение шабата – это не только имиджевая метка. Это говорит и о мировоззрении. Гидеон Саар близок к религиозным центрам силы. В годы, когда он не был в политике, ходил консультироваться ни к какому-нибудь прогрессивному раввину, а к раву Каневскому, который в последний год стал особенно известен своим поведением во время коронокризиса.
Если о Биньямине Нетаниягу можно сказать, что это светский, находящийся на службе у религиозных в обмен на их поддержку, то Гидеон Саар – это религиозный человек с очень традиционалистским мировоззрением. Хотя и не носит кипу. А Беннет – носит.
Стоит ли забывать про всё это только потому, что Гидеон Саар сегодня против Биби? Правильно голосовать не за лица, а за сущности. Не за или против того или иного политического деятеля, а за свои интересы. За свои принципы? За своё будущее и будущее своих детей. И в этом отношении позиция или "только Биби" или "только не Биби" – она не только ведёт к деградации общественной дискуссии, не только выгодна самому Нетаниягу (если он главный герой, то он и побеждает), но может привести к тому, что, сменив первое лицо мы вообще ничего не поменяем… или всё поменяется к худшему.
Саар говорит, что Беннет так и не отделился полностью от Нетаниягу. Не расстался с ним. Это многие говорят и о самом Сааре.
Конечно, выход Гидеона Саара из Ликуда усиливает возможность смены премьер-министра. Но действия Гидеона Саара в случае, если именно он будет формировать будущую коалицию, во многом зависят от того, насколько сильны будут партии, представляющие интересы светских избирателей, готовые бороться против религиозного диктата. Ибо сама партия Гидеона Саара таковой не является.
Давид Эдельман
Комментариев нет:
Отправить комментарий